Россия: образование и модернизация

Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости

*

Когда в конце второго срока Владимира Путина возник вопрос о руководстве Россией, страна была на подъеме. Российская экономика переживала бурный рост, цены на сырьевые товары резко выросли, а правящая партия «Единая Россия» была феноменально популярна. Выбор Медведева был, вероятно, хорошо обдуманным и имел несколько целей, среди которых: отправка сигнала Западу об ослаблении напряженности, и переходу к важнейшему проекту по модернизации экономики. Война в Грузии в августе 2008 года несколько охладила отношения с Западом, что же касается американского финансового кризиса (ипотечного), который поразил Россию в 2008 году, то его последствия для экономики России были достаточно существенными. Только в этом году (спустя четыре года) Россия полностью восстановила докризисный экономический уровень.Модернизация является и, несомненно, останется крупнейшим внутренним проектом России на ближайшие годы. Способность России модернизироваться зависит, вероятно, как от уровня коррупции, так и от финансовой привлекательности или же своего имиджа в мире со всеми вытекающими последствиями. Статья Дмитрия Медведева«Россия, вперед!», обнародованная в ноябре 2009 года, была воспринята комментаторами по всему миру как новый этап этой форсированной модернизации. Тем не менее, этот обширный проект был предложен в 2004 году Владимиром Путиным. Почему не ранее, то есть в период с 2000 по 2004 годы? Потому что сначала нужно было восстановить государство, это было приоритетом.

Российская элита осознает, что эта модернизация неизбежно пройдет через иностранные (особенно западные) технологии, знания и умения, именно  под ее влиянием было создано «Агентство стратегических инициатив». Агентство ставит перед собой амбициозные цели. Оно хочет стать структурой, способствующей появлению молодых лидеров, которые будут содействовать построению новой экономики, чтобы сделать Россию одной из самых привлекательных стран мира. Агентство должно запускать до 200 проектов ежегодно. Среди многочисленных запланированных проектов, амбициозная программа по финансированию обучения российских студентов за рубежом. Она позволит студентам получить западные дипломы, и познакомиться за границей с другими методами работы.

В обмен на финансовую поддержку студенты будут обязаны отработать не менее трех лет в России в частных или государственных компаниях сразу после получения своих дипломов. Если студенты отказываются вернуться работать в России, они будут должны погасить кредит от агентства, полученный для финансирования своего образования. Цель проекта очевидна: повышение производительности российской экономики.

Проект должен быть запущен в этом году (2012) и  затронет  3.000 студентов в период 2012-2015: 250 в 2012 году, 900 в 2013, 1.200 в 2014 и 650 в 2015 году. Проект частично финансируется государством, но также частными спонсорами, главным образом, крупными российскими компаниями, уже завязавшими партнерские отношения в рамках этого проекта. Бюджет, выделенный на период 2012-2015, составляет 125 миллионов долларов. В проекте участвуют 300 университетов в 25 странах. Лидируют США с 66 учреждениями-партнерами, затем Англия с 28. Что касается остальных, то 61 учебное заведение расположено в Европе, 11 в Китае и 9 в Японии. Проекты самые разнообразные: в научно-технической, технологической, социальной или экономической сферах.

Многие комментаторы критикуют эту идею, полагая, что речь идет всего лишь о бледной копии подобного эксперимента,  проведенного китайским правительством в 70-е годы, который позволил почти миллиону китайских студентов отправиться на учебу за границу. Тем не менее, эта идея ездить на запад и присматриваться к тому, что там происходит, является давней русской традицией. Российский премьер-министр решил взять за образец современный Китай, но также эту давнюю традицию.

Царь Петр Великий, политический отец «европейской России», модернизировал страну после того, как сам побывал в Европе, чтобы наблюдать и учиться, а также постараться как можно скорее преодолеть технологическое отставание, которое во многих областях существовало в России. Для этого в 1696 году российский царь отправился инкогнито в Пруссию (для изучения артиллерии), а также в Нидерланды и Англию (чтобы углубить свои познания в судостроении). Кроме того, российский царь также поощрял развитие промышленности и торговли и посылал молодых людей за границу для усовершенствования их знаний.

Россия также вдохновляется эффективными американскими и азиатскими моделями (Китай, Сингапур…) финансирования обучения за рубежом своих граждан. Кроме того, одним из аспектов проекта является появление в 2020 году российских колледжей и университетов мирового класса, тогда как в настоящее время ни один из российских университетов не входит в число 200 лучших учебных заведений планеты. Амбициозная цель, в то время как бюджет образования в период с 2012 по 2015 год
снизится.

1 thought on “Россия: образование и модернизация

  1. Захарий

    c’est dommage tout de même cette “planification” capitaliste (fruit d’un certain désordre sociétal & mental surtout) avec des financements couper et une idéologie défaitiste d’un point de vue fonctionnel on va dire : tout le monde se retrouve + ou – esclave au condition marché et la qualité du système proposé n’est certainement pas mieux d’un point de vue asymétrique ! même si les temps change et qu’il faut s’adapter, les fondamentaux humains doivent persister sans être “éblouies” par les fausses facilités d’un système autodestructeur finalement, et/ou “l’excellence(s)” n’est que propagande trop souvent, et difficile d’un point de vue systémique aux conditions libéral ou sans aucune vertu ?

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *