Ситуация на Украине дает повод многочисленным причудливым интерпретациям, даже лживым или пропагандистским, часто из-за умолчания или непонимания. Идея этой статьи заключается в попытке представить четкие рамки этих событий, далекие от предвзятости западного медийного мейстрима.
1) Украинцы, участвующие в манифестациях, борются против нелегитимного президента.
К сожалению, это не совсем верно. Хотя предыдущая революция на Украине зимой 2004-2005 была вызвана результатами выборов, возможно, спорными, сегодня не тот случай. Президент Виктор Янукович был избран 7 февраля 2010, то есть 4 года назад, а выборы были признаны ОБСЕ «прозрачными и честными». В ходе этих выборов бывший президент Ющенко, пришедший к власти на волне цветной революции, получил 5,5% голосов. Следовательно, Виктор Янукович так же легитимен, как, к примеру, Владимир Путин, Барак Обама или Ангела Меркель.
2) Украинцы, участвующие в манифестациях, борются за Европу.
Они даже «готовы умереть за Европу, что должно заставить нас задуматься», утверждал недавно Серж Жюли. К сожалению, это не совсем так.
Борьба касается не Европы, а тяжелых условий жизни, хронической и системной коррупции (существовавшей задолго до прихода Януковича к власти), о которой иностранные СМИ говорят слишком мало. Можно увидеть здесь реальные мотивы, которые могут подтолкнуть обычного гражданина отправиться протестовать на Евромайдан, не удивительно, что эти причины в основном экономические, а не политические.
Что же до многочисленных националистов, подаривших себе революцию, некоторые из них вывешивают портреты самого известного украинского нацистского коллаборциониста в государственных учреждениях, которые они оккупируют, в то время как другие борются, думая, что битва за Европу является битвой за «белое европейское братство». Что сказать кроме того, что можно искренне сомневаться в том, что Брюссель захочет встретить их с распростертыми объятиями?
3) Украинцы, участвующие в манифестациях, пытаются уйти из-под российского доминирования.
Кто виноват?
На самом деле, Россия нейтрализовала Украину в региональной геостратегической игре (в основном энергетической) после предыдущей революции 2005 года. Это цветная революция привела к власти политическую элиту, возглавляемую Виктором Ющенко. Всего через год после своего избрания эта новая украинская власть развязала энергетическую войну, заблокировав поставки российского газа в Европу. Южный и Северный потоки были предназначены для того, чтобы свести на нет возможности Украины как транзитного государства помешать стабильному снабжению российским газом Европы, как это происходит в Турции благодаря Голубому потоку.
При этом Украина понесла колоссальные экономические потери, ответственность за которые лежит на тогдашней политической власти. Украина сегодня является страной с очень неблагополучным экономическим и нравственным здоровьем, значительное число молодых людей эмигрировали или желают эмигрировать, в то время как страна сталкивается с ужасающим демографическим кризисом, о котором иностранные СМИ почти не говорят.
4) Украинцы, участвующие в манифестациях, пытаются избавиться от правительства, которое разоряет страну, отдавая ее на милость России.
Сегодня Украина крайне зависима от России в экономическом плане. Действительно, 23,7% ее экспорта идет в Россию и 20% ―в ЕС (27 стран), то есть 26% ее экспорта и 31% ее импорта.
Что же касается влияния России на украинскую экономику, оно возникло не вчера и не в период Януковича, а в 2002-2004 годах и существенно усилилось в последние годы. Эти значительные российские инвестиции также помогли избежать полного экономического краха Украины во время кризиса 2009 года, когда рост составил -15%, а в течение двух лет был ниже 1%. Следовательно, соглашение с Россией (позволившее Украине получить 15 миллиардов долларов) больше похоже на способ избежать банкротства, чем на политический выбор. Кроме того, нельзя забывать, что краткосрочный долг страны эквивалентен более чем 150% ее валютных резервов и что до конца 2014 года Украина должна выплатить шесть миллиардов евро Международному валютному фонду.
Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривало предоставление помощи в размере всего лишь 800 миллионов евро при условии проведения жесткой экономической политики по греческому типу. За это украинцы должны сказать своему президенту спасибо.
5) Украинцы, участвующие в манифестациях, представляют большинство народа.
Это кажется не слишком правдоподобным. Украина ― большая страна с 45-миллионным населением, но протестуют всего лишь несколько сотен тысяч человек.
Были проведены серьезные расчеты, показывающие, что площадь Майдан в Киеве в любом случае не может вместить больше 300.000 человек, как показано здесь и здесь.
Но если в ноябре и декабре площадь заполнялась регулярно, сегодня это уже не так. Выдыхается ли движение? Кроме того, среди тысяч активистов, которые выбрали конфронтацию с государством, много националистов и прочих радикалов, которые, что очевидно, не представляют большинства украинцев.
В целом, если украинское население, как кажется, предпочло бы заключение соглашения скорее с Европейским союзом, чем с Таможенным союзом (41% против 35%), то менее 50% населения хотели бы, чтобы страна стала …надцатым членом брюссельского Союза.
6) Российское вмешательство постыдно.
О каком российском вмешательстве говорится? Разве мы видели, что россияне вмешиваются в ситуацию на Украине в течение последних 10 лет?
Это Запад вмешивается в кризис на Украине на самых разных уровнях. Одним из лидеров оппозиции является боксер Кличко, чью партию «УДАР» официально поддерживает немецкая ХДС. Это депутаты Европарламента оказались в Киеве среди оппозиционеров украинской власти.
Это американский сенатор Джон Маккейн приезжал в Киев, где утверждал, что Европа сделает Украину лучше. Это иностранцы (поляки) оказались в числе раненых, а крайне правый белорусский активист был убит. Что они там делали?
Что бы мы услышали, если бы близкие к «Единой России» российские чиновники или Россия открыто поддержали политическую партию, как это делает Германия, напрямую поддерживая партию боксера Кличко?
7) Манифестанты защищаются от агрессивных и жестоких полицейских.
Насилие имело место с обеих сторон, это неоспоримо, это вызывает сожаление и осуждение, и нужно лишь пожелать (помечтаем), что на эти события однажды будет пролит свет. Тем не менее, протесты начались в конце ноября, и долгое время проходили мирно. Почему же они в конечном итоге переродились, как это всегда бывает во время долгих недель манифестаций, предшествующих цветным революциям?
Когда вспыхнули столкновения, а учреждения были заняты силой, государство ответило. Как могло быть иначе? В каком правовом государстве могло быть по-другому? Стерпели бы во Франции, если бы 10.000 бунтовщики разграбили, а затем оккупировали министерство юстиции?
Российские блогеры представляют взгляд с обеих сторон баррикад, интересно читать комментарии и рассматривать фотографии, чтобы получить представление о происходящем, см. здесь и здесь. Известно, что протестующие также чрезвычайно жестоки, ведут себя как хулиганы или футбольные болельщики. Насколько можно судить по этим впечатляющим кадрам уличных драк (здесь, здесь и здесь), на которых можно видеть, как полицейских заживо поджигают коктейлями Молотова, даже стреляют в них, убивают или похищают. Разве это душа Европы выражается в поведении демонстрантов?
8) Украинское государство должно прекратить репрессии против манифестантов.
Во всем мире происходят протесты, и во всем мире государство восстанавливает порядок, часто силой.
Когда в прошлое воскресенье сотни протестующих атаковали силы правопорядка во Франции после манифестации «дня гнева», было арестовано 250 человек, и французские власти без колебаний немедленно «решительно осудили насилие в отношении сил правопорядка, совершенное отдельными лицами, разнородными экстремистскими и крайне правыми группами, целью которых являлось лишь создание беспорядка и насильственные действия в отношении представителей правоохранительных органов», и «приветствовали хладнокровие полицейских и жандармов и их профессионализм перед лицом абсолютно безответственного поведения».
Почему же должно быть по-другому на Украине, где за последние несколько дней 270 полицейских были ранены, один убит и двое похищены?
Можно задаться вопросом, есть ли оправдание этим двойным стандартам, и стоит посмотреть на кадры, пришедшие из западных стран, которые показывают, как полицейские в демократических странах жестко подавляют манифестантов, гораздо более мирных, чем украинские ультрас. Бывшие западные полицейские, ныне пенсионеры, объясняют, что в подобных ситуациях у украинских полицейских не было, вероятно, другого выбора, кроме как ответить, что они и сделали.
Можно ли представить себе, что во время манифестации против однополых браков тысячи демонстрантов осадили бы Париж, уничтожая центр города и занимая здания? Нет, конечно.
9) Украинская власть находится в руках олигархов, которые отказываются от вступления в Европу, которого так желает народ.
Нет, на самом деле все не так просто.
Украинские олигархи, о которых часто говорят, близки к нынешнему президенту, поскольку, как и он, являются выходцами с Востока, промышленной части страны. Эти бизнесмены побуждают президента Януковича не занимать четкой позиции в выборе между Россией и Европой, так как они опасаются вступления в Таможенный союз, что отдаст их на милость гигантских российских корпораций.
10) Единственным решением является вхождение в Европу или раздел Украины на две части.
В этом вся неоднозначность происходящей на Украине большой игры. Большинство украинцев, как и протестующие, не хотят интеграции Украины в Европу, но мечтают о большей национальной независимости. Европа для них является лишь поводом (мечтой), чтобы попытаться выразить это желание национальной независимости. Представления протестующих совпадают с представлениями олигархов, близких к Януковичу, которого протестующие тем не менее критикуют: легче манипулировать Брюсселем, чем Москвой.
Евромайдан также является выражением смятения большого числа людей перед лицом катастрофической экономической ситуации, которая возникла не в 2010 году и не с избранием Януковича, принявшего бразды правления в самый разгар мирового кризиса. Мы видим ту же модель мышления во Франции у тех, кто во всех бедах винит Олланда, тогда как он пришел к власти в самый худший из недавних политико-исторических моментов во Франции. На самом деле страна находится в катастрофическом положении после 30 лет бездарного управления.
Нет никаких сомнений, что Украина в ближайшее время не сможет интегрироваться в ЕС как по экономическим, так и политическим причинам. Никто сегодня не говорит обратного. Что же касается раскола страны надвое, это может произойти не от воле соседних держав, а из-за гражданских инициатив жителей Запада, Востока или Юга (Крым) страны, которые могут объявить местную микро-автономию. Как кажется, этого решения нет (пока?) в повестке дня, поскольку как представить Украину без Крыма?
Что касается долгосрочной тенденции отметим, что восточная (прорусская) и центральная / северная (более умеренная) части страны теряют население быстрее, чем ее западная проевропейская часть. Эта тенденция сильнее выражена в более молодых возрастных группах, в то время как люди старше 50 лет скорее склонны к интеграции с Таможенным союзом, как можно увидеть здесь.
11) Речь не идет о цветной революции, люди добровольно вышли на улицы.
Вот важнейший принцип функционирования цветной революции: искренние народные массы подстрекаются к выходу на улицы, чтобы защищать интересы, которые либо являются законными, либо представляются таковыми.
Дезинформация значительно способствует подготовке этих масс, которыми управляют активисты или политические лидеры. Те, кто имеет сомнения на этот счет, могут прочитать интервью, данное одним из наставников и активистов цветной революции в Сербии.
Западные лидеры используют эту ситуацию, чтобы вновь попытаться вырвать Украину из российской сферы влияния в стратегическом, политическом и военном плане, и создают крайне опасный исторический и политико-юридический прецедент: свержение законной власти с использованием крайне правых радикальных групп. Мы видим внешнее вмешательство в эти события (см. пункт 6), маскируемое интенсивной пропагандой о мнимом вмешательстве России.
Украинские протестующие, разумеется, не отдают себе отчет в том, что их революция служит другим интересам, не национальным, ибо они искренни в своем желании просто жить лучше.