В то время как война в Сирии продолжается, медийный мейнстрим, ожесточенно преследующий сирийское государство, забывает напомнить об одном из важнейших аспектов этого конфликта: энергетическом и, особенно, газовом. Именно этот аспект в основном объясняет активную поддержку России, но не личности Башара Асада, а прежде всего противодействие краху сирийского режима, поскольку этот желаемый извне крах представляется геополитическим элементом гораздо более широкой системы и непосредственно направлен против нее самой.
Когда Россия в 2000-х годах начала поднимать голову, она действительно стала главным препятствием на пути плана по захвату контроля над маршрутами доставки энергоносителей, связывающих Европу и Евразию через Балканы, который был запланирован американскими стратегами и начат войной в Сербии в 1999 году.
Америка и Европейский Союз попытались диверсифицировать поставки в европейские страны, чтобы уменьшить их потенциальную зависимость от Москвы. Таково начало проекта газопровода Nabucco, в настоящее время практически заброшенного, по которому должна была осуществляться поставка в Европу добытого в Азербайджане и Туркменистане газа по маршруту через территорию Турции, в обход России и Греции. Вокруг этого проекта существовал очень амбициозный американский геополитический план: трансформировать турецкого союзника в центральный стержень переустраиваемого большого Ближнего Востока, а также в региональный центр транзита энергоносителей между Балканами и Ближним Востоком.
Лучше понимаешь американские старания по включению Турции в Европейский Союз, а также по сохранению этой страны в своей сфере, что позволило бы им контролировать косвенно, но твердо поставки энергоресурсов в Европу и, особенно, предотвратить возникновение континентального энергетического европейско-российского альянса, который был сочтен не отвечающим интересам США в Евразии.
Проект Nabucco провалился, поскольку Туркменистан развернулся в сторону Китая, а Азербайджан присоединился к российскому проекту «Южный поток». Разработанный в 2007 году, «Южный поток» должен позволить России сохранить контроль над поставками в Европу через Каспий и Казахстан (член Таможенного союза), включив в него Сербию, энергетическое значение которой для Европейского Союза в будущем будет столь же велико, как значение Украины сегодня. Газопроводы окончательно обойдут Украину с тем, чтобы не повторилось инциденты 2006 и сокращение поставок в Европу.
После банкротства Греции вследствие финансового кризиса, Россия начала переговоры о покупке Газпромом греческого газового консорциума. Эти переговоры прекратились, когда американский госдепартамент предостерег Афины против энергетического сотрудничества с Москвой и передачи консорциума Газпрому, что «позволило бы Москве укрепить свои позиции на энергетическом рынке региона». «Южный поток», несмотря ни на что, предусматривает ответвление в Грецию, что трансформирует проект в своего рода православный энергетический мост в Европу.
Позиция Анкары на сегодня несколько неоднозначна. Тесно связанная с Россией в энергетической области через «Голубой поток», Анкара согласилась, что будет осуществлено соединение между «Голубым потоком» и «Южным потоком». Кроме того, Турция, вторая военная держава НАТО, также заявила о своем желании вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (военный альянс под китайско-российским руководством), с которой в начале 2013 года страна подписала меморандум о получении статуса партнера по диалогу, предшествующим присоединению. Является ли это признаком глубокого и решающего поворота альянса?
Сирия, переживающая гражданскую и межконфессиональную войну, в которой сталкиваются шииты и сунниты, имеет прямое отношение к двум трубопроводным проектам, связанным с упомянутыми выше Nabucco и «Южным потоком».
В 2009 году проект, названный Friendship Pipeline, был запущен Ираном, Ираком и Сирией, тремя странами, находящимися под шиитским мусульманским управлением. Труба должна доставить иранский газ в Средиземноморье для поставок в Европу, но в обход турецкой территории. Этот проект, который позволит Ирану продавать свои энергоресурсы в Европу, также включает в себя ответвление в Ливан и, по мнению Ролана Ломбарди, в конечном итоге должен быть соединен с российским проектом «Южный поток». Следует напомнить, что Иран изначально преподносится как ключевой поставщик Nabucco, но вскоре был исключен из проекта по политическим причинам, поскольку свержение режима выглядело все менее и менее вероятным, как силовое, так и менее насильственными методами, подобным зачаткам цветной революции, которая поразила страну в 2009.
В 2009 году был начат еще один проект, проект суннитских стран, который получил одобрение Пентагона. Катарский газ будет поставляться в Европу по трубопроводу, который начнется в Катаре, пересечет Саудовскую Аравию, а затем Сирию и Турцию. Кстати, этот проект возможно воскресит Nabucco, поддерживаемый турками и американцами, но временно отложенный из-за отсутствия надежного поставщика газа. Разумеется, этот катарский проект нереализуем, если режим Башара Асада не будет уничтожен и заменен послушным правительством. Лучше понимаешь, что именно может подталкивать ряд стран к активной поддержке сирийской оппозиции.
Мы видим, что фокусной точкой этой конкуренции между производителями газа является Европейский Союз, этот огромный рынок, потребление газа которым будет расти, несмотря на кризис.
Более чем когда-либо, подобные вещи будут происходить в Средиземном море, поскольку вскоре на рынке появятся новые игроки. В Израиле и на Кипре обнаружены значительные запасы газа на шельфе в их исключительных экономических зонах, эти две страны в среднесрочной перспективе должны стать крупными экспортерами. Вполне вероятно, что в этом бассейне восточного Средиземноморья открытие месторождений газа только начинаются. Ливан и Сирия также могут располагать пригодными для разработки запасами газа.
Для экспорта этих новых ресурсов уже сталкиваются два решения, в которых смешиваются коммерция и геополитика. США являются сторонниками трубопроводной сети, которая снабжала бы Европу через Турцию, и давление на Израиль уже началось. Российская сторона, в свою очередь, предпочла бы, чтобы этот газ сжижался и экспортировался танкерами в индустриальную Азию.
Большая энергетическая игра ускоряется, сталкивая несколько энергетических цивилизационных проектов, что четко отражает политические и стратегические амбиции политических блоков, между которыми усиливается энергетическая война.
Pingback: За Россию, Путина и Народный Фронт! » Война в Сирии: война за энергоресурсы?
Хорватия передала РФ свои предложения по участию в “Южном потоке” 13:41 02/09/2009 МОСКВА, 2 сен – РИА Новости. Хорватия заинтересована в участии в проекте по строительству газопровода “Южный поток” и предоставила свои предложения премьер-министру РФ Владимиру Путину, заявила глава хорватского правительства Ядранка Косор. Ее слова по итогам встречи с Путиным, прошедшей накануне в польском городе Сопот, приводят хорватские СМИ в среду. “Я удовлетворена беседой с премьером Путиным. Я представила наши предложения, чтобы газопровод “Южный поток” прошел и через территорию Хорватии”, – цитирует премьера влиятельная загребская газета Jutarnji List. Проект “Южный поток” (South Stream) включает в себя сухопутные части газопровода по территории РФ и ряда европейских стран, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря. Пропускная способность газопровода должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год, стоимость – 8,6 миллиарда евро. Трасса “Южного потока”, согласно первоначальному плану, обходила Хорватию стороной. В 2008 году Хорватия использовала 3,4 миллиарда кубометров природного газа, из них 40% пришлось на российский импорт. По сообщению национального хорватского телеканала HRT, Косор на встрече с Путиным также пообещала принять дополнительные меры по увеличению потока российских туристов в Хорватию. СМИ отмечают, что Путин пригласил Косор посетить Москву, и приглашение было принято.