Я сказал ей то, что думаю, мне показалось, что, как обычно, Россия подверглась агрессии (этот закон последовал за американским законом, законом Магнитского, запрещающим въезд на американскую территорию российским чиновникам) и что, как обычно, Россия защищалась, без сомнений, плохо. Вероятно, было бы достаточно составить «ответный» российский список, что в конце концов и было сделано, но слишком поздно и получило слишком малую огласку, и, что самое важное, нельзя было создавать впечатление, что дети взяты в заложники. В очередной раз Россия плохо «продалась» за границу и оказалась в глотке медийного волка, представ страной, в которой главный мучитель подписывает авторитарные законы, препятствующие российский сиротам получить надежду на лучшую жизнь в Америке.
Французские читатели могут не знать, кто такой Дима Яковлев, давший свое имя этому закону. Дима Яковлев ― ребенок из России, забытый своим американским приемным отцом в машине под палящим солнцем и умерший в Америке в 2008 году. Его приемный отец был оправдан судом. Этот случай ― не единственный, привлекший всеобщее внимание к заокеанскому усыновлению. К примеру, в 2010 году 7-летний мальчик Артем Савельев был отправлен из США своей приемной матерью. Когда он прибыл в Россию, у него нашли записку со следующей фразой: «Я больше не хочу заботиться об этом ребенке». Приемная мать, которая заявила, что ребенок был психически неуравновешенным, не была привлечена к ответственности. Она открыла новый тип усыновления: усыновление на неопределённый срок. Можно попытаться представить эмоциональный вред, нанесенный ребенку и задаться вопросом, почему подобное поведение не влечет за собой необходимость нести ответственность. Другой известный случай: семья Кравер из Пенсильвании. Мистер и миссис Кравер были приговорены лишь к девятнадцати месяцам тюремного заключения после того, как избили до смерти Натаниэля Кравера, своего приемного сына, усыновленного в России.
По данным российского министерства образования, до сих пор иностранцы усыновляли около 3.400 российских детей в год. Почти 900 детей в год усыновляли американцы. За 20 лет в США в приемных семьях погибли 19 российских детей. Для сравнения, хотя Италия и Испания лишь немного уступают Соединенным Штатам по числу усыновленных российских детей (в 2011 году американцы, итальянцы и испанцы усыновили соответственно 965, 798 и 685 российских несовершеннолетних), в Италии или в Испании не было отмечено ни одного случая жестокого обращения с детьми.
Что же касается США, интересно посмотреть из каких стран в последние годы усыновляются дети американскими семьями, и помнить
некоторые цифры: в 2011 году в Америке было 125.000 сирот, почти 500.000 детей, живущих без родителей, и около миллиона детей жили на улице. Наконец, снижение числа усыновлений российских детей, которое должно стать результатом закона Яковлева, вовсе не
является событием историческим и уникальным, например, блогер Анатолий Карлин отмечает, что усыновление из Гватемалы и Румынии также почти прекратилось, в случае Румынии ― с 2005 года.
Число сирот в России в 2013 году приблизится к 645.000. Из 645.000 детей 128.000 ждут усыновления в этом году, тогда как только
18.000 российских семей сделали запросы на усыновление. В 2011 году 82.000 детей ожидали усыновления, 7.200 были усыновлены российскими семьями. На сегодняшний день потребность в усыновлении не только растет, но и почти в 10 раз превышает национальный спрос. Проблема детей-сирот в России является не только национальным позором, но и серьезнейшей проблемой.
Я сказал своей приятельнице, что, по моему мнению, если страна хочет быть великой державой, она должна быть в состоянии заботиться о своих детях и воспитывать их или в российских семьях, или в семьях, живущих в России, чтобы вырастить из них российских граждан. Для России это имеет важнейшее значение. Почему? Просто потому, что российская демографическая ситуация не позволяет России лишиться даже без малейшего фрагмента российской ДНК.
Российская власть, пытаясь активно защищать этот жизненно важный национальный ресурс, которым является ее человеческий капитал, в конечном итоге лишь демонстрирует желание защитить своих детей, утверждая важнейшее право страны: свой суверенитет,
частью которого является усыновление, как напомнила французский комментатор Карин Головко. Следует также отметить, что закон был принят парламентом почти единогласно (за проголосовали 93% депутатов) и соответствует пожеланиям российского народа, поскольку 56% россиян поддержали закон и только 20% выступили против.
Российское государство также разработало программу «Россия без сирот», направленную на то, чтобы к 2017 году решить проблему детей-сирот в России. Эта национальная программа в значительной степени может быть профинансирована благодаря новому налогу на предметы роскоши, о введении которого президент объявил в конце прошлого года, и который должен вступить в силу в первом полугодии 2013.
Ситуация с российскими сиротами представляется правительству вызовом по меньшей мере столь же серьезным, что и демографическая проблема, которая в значительной степени решена. Само собой разумеется, что закон Димы Яковлева станет поводом для ужесточения отношений России с Америкой. Не находимся ли мы, как прогнозируют некоторые эксперты российско-американских отношений, «в двух шагах от новой холодной войны»?
Pingback: La loi anti-Magnitski, prémisse d’une nouvelle guerre froide? | Dissonance