Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
3 января 2013 на сайте Кремля появился удивительный текст, в котором сообщалось, что президент Путин предоставил российское гражданство французскому актеру Жерару Депардье. Этот президентский указ появился после полемики между актером и французскими властями, в связи с принятием законопроекта, который предполагал введение 75% налога на высокие доходы во Франции.
Актер выступил с резкой критикой законопроекта, собрался эмигрировать в Бельгию, но затем вернул свой паспорт, после того как французский премьер-министр Жан-Марк Эро назвал его поступок «жалким». Дело оживилось, когда российские власти пригласили актера обосноваться в стране, пообещав, что налогообложение в размере 13% не изменится. Последний поворот в этом деле: предоставление президентом актеру российского гражданства. Затем Депардье написал удивительноеписьмо о любви к русскому народу и его президенту, утверждая: «В России хорошо жить». Вечером 5 января российский актер получил свой новый паспорт в Сочи из рук президента, а на следующий день ему был предложен пост министра культуры одного центральных регионов европейской части России, от которого он скромно отказался.
Французские средства массовой информации в дни, которые последовали за этим положительным высказыванием о российском президенте, как с цепи сорвались. По мнению Rue89, Обеликс теперь стал другом тиранов, а Médiapart приветствовал его отъезд, заявив, что «французский гражданин, который утверждал, что Россия является великой демократии, нам не нужен».
Для Nouvel Obs, получение гражданства из рук не заслуживающего уважения хозяина Кремля стало подтверждением правоты французского премьер-министра и того, что «Депардье действительно «жалок» (sic), что истинной родиной Обеликса «является его банковский счет» и, наконец, что эта благосклонность квази-диктатораSIC) «сделала актера труднозащищаемым». Некоторые нравоучители и прочие самозваные моралисты даже сочли необходимым напомнить актеру, что нет, Россия не является демократией; впрочем, хотелось бы, чтобы с тем же пылом они высказывались о ситуации в Саудовской Аравии, Северной Корее или в Зимбабве… Наконец, Le Figaro полагает, что у актера «скандальные связи» в Евразии, поскольку он хвалил президента Чеченской республики Рамзана Кадырова и близок с семьей узбекского президента. Le Figaro напоминает, что актер также «рекламирует банки казахских олигархов, армянскую авиакомпанию «Армавиа» и пропагандирует азербайджанскую кухню».
Хотелось бы, чтобы французский медийный мейнстрим вспомнил, что Обеликс еще не великий князь Евразии, а его связи на постсоветском пространстве давние ипрочные. Например, Депардье в прошлом году купил виноградники в Крыму, в 2011 году пожертвовал на детскую больницу в Санкт-Петербурге, снялся в фильме о Распутине и очень популярен в России, он регулярно присутствует на гала-концертах и светских мероприятиях в России. Он даже был членом жюри московского кинофестиваля.
Поражают эмоции, которые вызвал у некоторых журналистов отъезд Жерара Депардье, ведь он лишь последовал за большинством богатых и знаменитых французов: Янником Ноа, Джонни Холлидеем, Флораном Паньи, Аленом Делоном, Полем-Лу Силитцером, Марион Бартоли, Ришаром Гаске, Жилем Симоном, Жо-Вилфридом Цонга, Себастьеном Лёбом, Амели Моресмо, а также семьей Менье (Carrefour), Кастель (Nicolas, Vichy Célestins), Вертхаймер (Chanel), Мюлье (Auchan и Decathlon), Бернаром Арно и Кристианом Клавье, укрывшимися в Лондоне. Этот список не является исчерпывающим.
Кроме того, большинство французов не знают, что многие французские звезды регулярно бывают в России, будь то Ален Делон, Патрисия Каас, Пьер Ришар, Мирей Матье или Лара Фабиан, доказательство того, что страна им ― как минимум ― подходит и что у французской культуры в России есть верная публика. Что же касается родственников Маши Мериль, они просто приняли российские паспорта, предоставленные им властями России.
Можно также спросить, почему ни один журналист не посчитал нужным ответить Дэвиду Кэмерону, полгода назад открыто и публично призвавшему французов и французские компании, недовольные налоговой политикой, переезжать в Англию, обещая «расстелить красную ковровую дорожку французским предприятиям, которые станут теперь платить налоги в Великобритании и будут финансировать наше здравоохранение и наши школы». Но, очевидно, Бельгия и Англия ― не Россия, и сказать что-то хорошее о Путине это моральное святотатство, которое вызывает ярость прессы, вне любой логики и здравомыслия.
В России несколько редких инакомыслящих тоже высказались против этого решения царя Путина, это можно считать доказательством, что здесь каждый может высказаться. Таков случай, к примеру, с мятежным Эдуардом Лимоновым, который приветствовал предоставление гражданства своим злейшим врагом и выразил надежду, что Обеликс будет участвовать 31 числа каждого месяца в демонстрациях против Кремля, однако, можно представить, что это пожелание останется благим. Но Эдуард Лимонов, в 1987 году получивший французское гражданство, вероятно, лучше всех знает, о чем говорит, он, кто вернул свой французский паспорт, чтобы иметь возможность участвовать в последних выборах в России. Что же касается журналиста Матвея Ганапольского с оппозиционного радио «Эхо Москвы», он заявил: «ему никогда не забудут и никогда не простят фразы: это великая демократия».
Чтобы лучше осознать, насколько смешны нападки на Обеликса, напомню, что теперь актера обвиняют в желании купить дом на юге Москвы, где располагается психиатрическая больница, или же в согласии принять дом в Мордовии, где находятся исправительные колонии. Этот российский регион даже называют «у черта на куличках», однако автор этого блестящего анализа забыл упомянуть, что только один этот регион почти равен по размеру Бельгии. Сейчас, когда Жерара Депардье даже обвиняют в том, что он является агентом КГБ, невольно задаешься вопросом, насколько далеко все это еще может зайти. По мнению некоторых аналитиков, именно его отказ от города и его приверженность российской глубинке (Мордовии и березам) стоили ему ненависти многих комментаторов, которые обычно больше интересуются Россией демонстраций, городской и прозападной, чем Россией деревень и традиций.
Этот случай заставляет задуматься не столько о жалкой агрессии средств массовой информации против самых известных французов, сколько о суверенном решении демократически избранного президента самой большой страны мира. Вопросы скорее относятся к галльской деревне, из которой в конце концов ушел сам Обеликс. Печальная истина состоит в том, что Франция является страной, где душат налогами, страной с замедляющейся экономикой, в которой более 9 миллионов человек, то есть 30 % активного населения, не имеют полной занятости, а Депардье присоединился к тем нескольким миллионам французов, которые уже находятся за границей. Депардье, вероятно, уехал не только по налоговым соображениям, но также из-за отвратительного политического и морального климата, не говоря о климате медийном.
Но что же, в конечном счете, здесь удивительного, если наши элиты в течение десятилетий ратовали за создание Европы без границ, в которой каждый свободен устраиваться и жить там, где захочет? Нельзя не удивляться патриотически звучащим речам, сопровождающих критику отъезда Депардье, хотя понятие родины во Франции принижалось, по меньшей мере, так же, как и понятие о границе. Некоторые французские политики показали в этой ситуации свое истинное лицо. Даниэль Кон-Бендит прямо назвал нашего национального Обеликса «законченным кретином», а Жан-Кристоф Камбаделис с юмором (?) напомнил, что «Депардье уже хотел стать бельгийцем. И я сказал себе, что Путин не Екатерина Великая, а Депардье не Дидро и не Вольтер». Совсем недавно Брижит Бардо по другим причинам тоже пригрозила обратиться за российским гражданством и навсегда покинуть Францию.
Министр экономики Бенуа Амон пошутил, что она «может выйти замуж за Жерара Депардье, это будет потрясающе!», в ответ известная актриса назвала его «слабоумным экологом». Многие другие депутаты высказались в Twitter, я предоставляю читателям судить об этом.
Можно только гадать, что в мире должны думать о таком уровне общения между французскими политиками и артистами. Одно можно сказать наверняка: французы не любят, когда оскорбляют их артистов, и французское правительство, вероятно, дорого заплатит за это дело. Наше правительство, вероятно, предпочло бы, чтобы этот законопроект, сделавший Францию самой непопулярной страной среди богатых, не был темой для обсуждения по всему миру. Вопрос, которым теперь все задаются, не станем ли мы свидетелями бегства богатых (и менее богатых) галлов в Россию Путина.
Франции нечему радоваться, лишившись Депардье и рискуя потерять Брижит Бардо, взамен родина Вольтера в прошлом году получила лишь FEMEN, а некоторые лидеры французских экологов хотели бы, чтобы Pussy Riot предоставили французское гражданство и даже возвели их в ранг почетных граждан города Парижа. Читателям, которые не знают о чем идет речь, я советую прочитать это. Позиция абсолютно идентична позиции наших национальных профсоюзных деятелей, в том числе лидера «Рабочей силы» Жан-Клода Майи, заявившего: «Я считаю, очень плохо говорить, что Россия ― великая демократия. Я предпочитаю Pussy Riot Жерару Депардье». Предпочесть Pussy Riot одному из величайших французских актеров ― духовный пируэт, секрет которого известен только некоторым французским левым, как, вероятно, лишь Панорамиксу была известна формула волшебного зелья.
Депардье и Бардо вместо Femen и Pussy Riot? Можно задаться вопросом, выиграет ли республика от этого обмена или же Тевтат поразил головы некоторых журналистов, политиков и профсоюзных деятелей. Как хорошо сказал Жак Сапир (здесь и здесь): «Российская действительность вновь оказывается совершенно иной. Дело Депардье, активизировав фантазии любого сорта, а также антироссийскую сущность части французской прессы, не способствует объективному исследованию этой действительности».
Il y a plus de 20 annees que j’ ai compris que nous ne sommes plus de vrais Gaulois , ronfleurs, mais bosseurs,nous sommes dans des regimes de gouvernants qui pensent qu’ a eux , mais pas au vrai peuple de France , je suis en Russie depuis plus de 20 annees et je remercie ce pays et ses dirigeants de m’ avoir donne la possibilite de faire ce que j’ avais envie de faire .Je ne suis pas matraque par d’ enormes charges , je souhaite que les francais un jour ouvrent enfin les yeux et ne se laissent pas endormir par une presse non objective et qui quand meme comme certains journalistes en poste a Moscou vivent comme des petits rois salissant le systeme mais en profittent un maximum .Je souhaite que l’ effet Depardieu profitte a tout les democrates objectif du monde .
Pingback: Depardieu est devenu russe: pas si fous ces Gaulois! | Dissonance