*
Но вернемся в Пермь, город, основанный Петром Великим в 1723 году, хотя деревня Пермь упоминалась с середины XVII века. Город расположен у подножия Уральских гор, его пересекает большая река, Кама. Чуть дальше на юг Кама впадает в Волгу, которая продолжает свой путь к Каспийскому морю. В российской истории Урал ― не только географическая граница между Европой и Азией. Он был отправной точкой для экспедиции казачьего атамана Ермака, которому Строгоновы поручили собрать армию, чтобы победить татар по другую сторону Урала.
Это важное историческое событие, датированное 1575 годом, позже позволит продолжить завоевание, сначала востока Сибири, а затем и территорий до самого Тихого океана. Если Пермь зарубежом относительно неизвестна, в России это совсем не так. До недавнего времени это был один из тех секретных «закрытых городов», куда запрещался въезд иностранцам и даже русские должны были получать на это разрешение. Во времена СССР в этих закрытых городах находились или военные базы, или предприятия военно-промышленного комплекса, или секретные школы. В Перми эта эпоха оставила свой след, город располагает значительным культурным и промышленным потенциалом, превышающим потенциал его уральских соседей, Екатеринбурга и Челябинска.
Городская экономика также получает выгоду от богатых недр этой зоны. У нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» сильные позиции в Перми, она добывает и перерабатывает черное золото региона. Несомненно, благодаря своему прошлому закрытого города, города военного и промышленного, Пермь сохранила очень мощную систему образования. В городе семь университетов, три военные академии, а также множество научно-исследовательских институтов. Эта культурная мощь обнаруживается и в дружелюбии ее жителей, которую отмечает каждый приезжий. Люди в Перми очень открытые, более спокойные, чем москвичи, они воспитаны на невероятной красоте уральской природы.
Набережные Камы еще обновляются. В городе встречаешь все ту же архитектурную смесь, что и в других российских городах. Здания в сталинском стиле, восстановленные или ожидающие реставрации, гораздо более старые дома и ультрасовременные здания. На другом берегу, напротив центра города, новые частные дома у кромки воды свидетельствуют об огромном экономическом буме, который переживает Пермь в последние годы.
Но в Перми замечаешь своеобразие оформления города, четко ориентированного на современное искусство. В центре, на проспекте Ленина, рядом с отелем «Урал» возвышается огромный великолепный бронзовый медведь, символ Перми. Медведь находится напротив довольно удивительного здания, сталинского типа, но над которым расположены диковинные фигуры, красные и безголовые вне здания, и с головами внутри его. И это здание министерства культуры города! Фигуры не только сбивают с толку и выглядят неожиданно, они контрастируют с обычной суровостью административных зданий в традиционном советском стиле.
В Перми приезжий с удивлением обнаружит и другие неожиданные памятники, будь то, к примеру, деревянные ворота на въезде в город или большое зеленое надкушенное яблоко перед большой библиотекой, в самом центре.
Эти удивительные произведения современного искусства находятся здесь не случайно, у города есть амбициозный проект: участвовать в конкурсе и вскоре стать культурной столицей Европы.
Действительно, в марте этого года делегация Пермского края во главе с Борисом Мильграмом (заместителем председателя правительства Пермского края) и Александром Протасевичем (заместителем министра культуры Пермского края) приняли участие в общественных слушаниях «Культурная столица Европы», организованных Европейской комиссией. Во время своей поездки в Пермь, я разговаривал с Александром Протасевичем. Это человек, открытый Европе и наполненный идеями для своего города. Именно он поддержал установку на улицах этих общедоступных форм современного искусства.
релище удивительное и резко контрастирующее с тем представлением, которое можно было бы иметь об университетском и промышленном уральском городе. Я вернусь в Пермь, есть множество вещей, которые предстоит открыть и в этом городе, и в предгорьях Урала, пусть только для того, чтобы немного дальше отодвинуть границы настоящей Европы. Пермяки, как напомнил мне Александр Протасевич, чувствуют себя европейцами, и в Перми даже говорят, что Европа простирается не от Атлантики до Урала, а от Урала до Атлантики! Так почему бы не сделать Пермь, сейчас «более восточную», культурной столицей Европы?