Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
Россия на прошлой неделе отметила необычную годовщину. Действительно, пятница 19 августа 2011 была 20-й годовщиной московского путча. Это событие, незначительное для многих французов, особенно молодых, имело важнейшее значение. Провал путча не только определил судьбу СССР, но также ускорил появление новой России.С 1985 года СССР познал выборы президента Горбачева и его достаточно радикальные реформы, которые должны были преобразовать Советский Союз. Эти реформы, более известные под именем Перестройка, не вызывали поддержки у жесткого и консервативного крыла общества и, особенно, могущественной коммунистической партии. Кроме того, националистические волнения в различных советских республиках пугали это же консервативное крыло стремлением республик к независимости, что могло бы подорвать территориальную и политическую целостность Советского Союза.19 августа 1991 года они решили силой сместить президента Горбачева, организовав военный переворот, чтобы предотвратить подписание договора,который, по их мнению, означал бы неминуемый конец СССР. Переворот координировался главой КГБ Владимиром Крючковым, министром внутренних дел (МВД) Борисом Пуго и министром обороны Дмитрием Язовым. Это знаменитое 19 августа, танки заполоняют российскую столицу, а Геннадий Янаев назначен временно исполняющим обязанности президента. В тот же вечер президент Франции Франсуа Миттеран дает интервью, в котором он признает, несколько поспешно и недомолвками, успех переворота и новую советскую власть. Но в России Борис Ельцин (тогда президент Верховного совета, эквивалента советского парламент) становится, вопреки себе, символом сопротивления этому путчу.
Попытка государственного переворота продлилась всего три дня, в столкновениях между демонстрантами и солдатами погибли три человека, что, в конечном счете, очень немного. Москва избежала катастрофы. В глазах населения Борис Ельцин превратился в сильного лидера страны. Менее чем через шесть месяцев, в декабре, украинцы проголосовали за свою независимость, сразу же признанную Россией. СССР де-факто был распущен и заменен СНГ, а Борис Ельцин 25 декабря 1991 года стал первым президентом молодой и демократической Российской Федерации, после отставки Михаила Горбачева. Страница истории была перевернута.
Советский Союз исчез в декабре 1991 года, несмотря на то, что 17 марта того же года был проведен референдум, организованный для понимания того, хочет ли народ сохранить Советский Союз как единое целое. «За» проголосовали 76%, несмотря на бойкот прибалтийских стран, Молдовы, Грузии и Армении. Самые высокие цифры поддержки были в Азербайджане, Казахстане, Беларуси и Кыргызстане.
Не удивительно, что Беларусь и Казахстан в настоящее время уже являются членами таможенного союза с Россией, а Кыргызстан готовится к вступлению. Случай с Украиной интересен, поскольку если в марте 1991 года 70% избирателей поддержали сохранение СССР, то 1 декабря 1991 года 90% из них проголосуют за независимость. Этот кардинальный поворот в голосовании заставляет вспомниться об электоральном повороте, когда страна в 2005 году подавляющим большинством поддержала прозападного президента, через пять лет отдав ему только 5% голосов и переизбрав президента, ориентированного на восток. Страна, как кажется, по-прежнему ищет свой путь и свое место между Западной Европой и Россией, и демонстрирует осторожность по отношению к проекту таможенного союза с Россией.
В России мнения по поводу этого внезапного изменения режима и системы, произошедшего 20 лет назад, остаются разделенными. 58% опрошенных россиян в апреле заявили, что до сих пор сожалеют о распаде СССР, но в 2000 году их было 75%. Наконец, по мнению 40% опрошенных россиян эти события имели трагические последствия для народа и страны, и только 10% интерпретируют их как победу демократии, что далеко от оценки, которая дана этим событиям на западе. Так откуда же эти противоположные чувства, если Россия преодолела ужасные последствия двух последних экономических
кризисов, с которыми она была вынуждена столкнуться в 1998 и 2008 годах, если государство, наконец, восстановлено, а основные проблемы 90-х годов ушли в прошлое?
Очевидно, что россияне, несмотря на быстрое восстановление страны, испытывают некоторую ностальгию по советской империи и статусу великой державы, которой являлся СССР. Это желание вновь обрести Россию-державу (в том смысле, в котором говорят о Европе-державе) существует как в народе, так и в его элитах. В преамбуле манифеста правящей партии «Единая Россия» партия определяет себя как «партию успеха России, партию восстановления всей страны против врагов, которые приготовили ей унизительное место в современном мире». Для многих россиян всех поколений неравенство, неминуемо создаваемое либеральным капитализмом западного типа, является новым фактом, которого в СССР не существовало. Несмотря на рост доходов, значительная часть населения (16%) все еще живет за чертой бедности, и чувствует себя забытой при этом недавнем экономическом росте.
Вот, несомненно, самая большая проблема, стоящая перед нынешней российской политической властью: сделать так, чтобы экономическое развитие России шло на пользу всему населению. Речь также идет о предотвращении возникновения значительных очагов социального протеста, которые могут вызвать существенные социальные и избирательные изменения. Повышение жизненного уровня всего населения является необходимым условием для того, чтобы претендовать на статус великой державы, к которому Россия стремится в начале XXI века.