Интернет-революция, ведущаяся из-за границы
Не будет преувеличением сказать, что революционная пропаганда в дни «Арабской весны» велась по большей части через социальные сети в интернете. Начиная с 2008 года, с первой массовой забастовки в Египте, сеть Facebook и блоги широко использовалась для подъема протестных настроений, информирования о местах встречи демонстрантов и передачи последних новостей с места событий. Тогда у активистов появилась идея, как перебороть у своих сограждан страх действовать: а именно, собрать миллион подписей египтян под петицией за демократические реформы в стране. Сбор подписей под петицией был организован через сайт с повышенными мерами безопасности и расположенный в США, где подписавшиеся должны были оставить свои личные данные, в том числе номер своего паспорта, телефон и адрес электронной почты. В общем, это был идеальный метод для составления базы данных. Как об этом скажет позже Шериф Мансур из НПО Freedom House: «Идея была в том, чтобы показать миллиону граждан, что они могут вмешиваться в политику без риска для себя». 6 июня 2010 года одно событие стало толчком к активизации деятельности революционеров в интернете. Блоггер по имени Халед Саид вышел в сеть из интернет-кафе в Александрии, чтобы выложить видео, разоблачающее коррупцию. Он был арестован и подвергся преследованиям полиции.
Движение 6 апреля использовало этот арест для создания страницы на Facebook «Все мы — Халед Саид». Из соображений безопасности у страницы было по крайней мере три администратора, остававшиеся анонимными до начала революции: один из них — 25-ти летний каирский журналист, другой — активист, проживающий в Вашингтоне, а третий — менеджер по маркетингу отделения Google в Дубаи, ставший знаменитым Ваель Гоним (Wael Ghonim). Интересный альянс, координируемый из США посредством неправительственной организации (Фридом Хаус) и интернет-корпорациями (Facebook и Google).
Дело фальшивого блоггера, представлявшегося сирийской девушкой-лесбиянкой по имени Амина, якобы арестованной в Дамаске, стало примером попытки иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии. Мнимое похищение девушки сирийской полицией мобилизовало многочисленных блоггеров, на Facebook была создана страница в поддержку якобы арестованной девушки, число подписчиков которой за несколько дней достигло 15-ти тысяч. Но вскоре некоторые блоггеры решили проверить информацию. Они прочесали форумы Yahoo, в которых участвовала Амина, а также адреса в США, где предположительно жила девушка, IP-адреса, и в конце концов вышли на адрес в штате Джорджия, США, принадлежащий Томасу Макмастеру и его жене Бритте Фроличер.
Пара вначале все отрицала, но в итоге призналась в фальсификации, утверждая, что они делали это из гуманных побуждений. На самом деле Томас — американский активист, увлекающийся ближневосточной политикой, а его супруга, Бритта пишет диссертацию по экономике… Сирии. Впрочем, когда блоггеры, проводившие интернет-расследование наконец вышли с ними на связь, пара временно находилась в соседней с Сирией стране — Турции, где они «проводили отпуск».
16 мая этого года в Каире, столице Египта — страны, освобожденной от диктатора, движением 6 апреля было организовано первое совещание с членами сербского движения «Отпор» по Судану, где по модели других начинается деятельность молодежного движения. Как и «Отпор» в прошлом, египетское движение 6 апреля решило не становиться партией, которая представит своих кандидатов на выборы. Так же как и сербы, египетские активисты сегодня занимаются обучением будущих революционеров. Они поддерживают контакт с молодыми алжирцами, сирийцами, йеменцами, марокканцами, ливийцами, иранцами и т.д…
Авангард египетской революции передает эстафету. Хотя мятежи начались с Туниса, но именно в Египте они быстрее всего привели к результату. В символике, которую используют группировки, создающиеся в других арабских странах, можно легко распознать сербо-египетское оранжевое влияние:
Пример Марокко:
Пример Туниса:
Саудовскую Аравию эти движения также не обошли стороной. Как мы видим ниже, в призывах к демонстрациям используется все та же узнаваемая символика.
Интернет-агитация, охватившая Саудовское королевство, распространялась посредством таких социальных сетей как Facebook, однако сообщения отправлялись из-за границы, главным образом из других арабских стран, как подтвердили директор Ближневосточного центра правовых и стратегических исследований Анвар Эшки (Anwar Eshki) и правозащитник Фуад аль-Фархан (Fouad al-Farhan). Кроме того, условия жизни для молодежи в Саудовской Аравии не так плохи, как в других арабских странах, ведь это богатая страна и безработных в ней менее 10%. Этим по большей части объясняется провал протестного движения. Мобилизация молодежи проходила труднее, и, кроме того, власти быстро среагировали и заплатили блоггерам-профессионалам, чтобы те организовали массовую контрагитацию и контрпропаганду в сети. Таким образом, Саудовская Аравия в настоящий момент наряду с Россией, Белоруссией, Китаем, Ираном и Молдавией входит в группу тех стран, которые организованная агитация дестабилизировать не смогла.