Made in Russia

Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости

*
Представление о «made in Russia» быстро меняется, от десятилетия к десятилетию. До конца советской эпохи международная пресса воспринимала Москву как город, построенным вокруг Кремля и Лубянки, а Советский Союз ― как родину марксистской идеологии, холодной войны, тяжелой промышленности и покорения космоса.На протяжении десяти лет, последовавших после распада Советского Союза, с разрушением промышленности и обнищанием населения, «сделано в России» всегда заставляло думать о стереотипах негативных и опасных: международная мафия, богатейшие олигархи, легкие деньги, незаконная торговля всех видов, экспорт водки или вооружения.

В то время как Япония продавала Toyota и Sony, Америка ― Coca-Cola, Microsoft и General-Motors, Германия торговала Mercedes или Bosch, Франция ― предметами роскоши, Chanel, Vuitton и Hermès, России не предлагала никаких товаров, о которых могли бы мечтать потребители в мире.

Еще хуже, несомненно, было то, что российская молодежь и новая буржуазия желали только товаров, импортируемых из-за рубежа. 1990-е годы все же преподнесли Западу большой сюрприз относительно «made in Russia». Марксисты давно говорили, что советская модель втайне готовила прототип «нового человека», но это были российские женщины, внезапно ставшие самым лучшим экспортным товаром России. На теннисных кортах или модных дефиле всего мира, они ввели образец русской красоты и показали ослепительный образ страны.

Следующее десятилетие, начиная с 2000 года, снова глубоко изменило образ России за рубежом, а также представление о «made in Russia». Лубянка и теннисистки были почти забыты, а для западной прессы Россия стала родиной «Газпрома». Многие критические анализы были сосредоточены на российском экспорте нефти и газа, и сводились к двум выводам: взрывной рост цены барреля является основной причиной экономического здоровья страны, а России угрожает «голландская болезнь». Эти анализы не принимают во внимание прогресс, достигнутый в других секторах экономики. Россия стала третьим по величине экспортером зерна, реализуются многие промышленные проекты, как, например, российская система ГЛОНАСС (спутниковая система GPS).

Россия, имевшая в начале 2000-х годов крупную задолженностью, закончила 2010 год с почти 500 миллиардами валютных резервов, несмотря на финансовый кризис, а рост ВВП в течение десятилетия составлял в среднем 6%. В отличие от многих западных стран, Россия больше не должна занимать деньги за рубежом, чтобы выплачивать зарплату государственным служащим. Говорить, что эти успехи обусловлены исключительно нефтью, неверно. Метод управления экономикой, прагматичный и активный, также очень важен. Это модель, «сделанная в России», зарекомендовала себя, но, что любопытно, все еще не является экспортным продуктом.

В России наряду с восстановлением экономики в последнее десятилетие возродился некоторый энтузиазм по отношению к товарам «made in Russia». В умах российских потребителей происходит маленькая революция, важное место в которой занимает Чебурашка. Эта мягкая игрушка, похожая на плюшевого мишку, разработанная в советское время, стала национальным символом в России. Она проложила путь для того, что в Западной Европе называется этническими товарами. Российская компания Bosco, которая одевает спортивные команды страны, а также относительно богатую клиентуру, не ошиблась, сделав из Чебурашки настоящий национальный символ. Существуют другие примеры, например успех одежды молодых российских дизайнеров, умело играющих символами, мотивами и национальными формами, например, Антонина Шаповалова или Денис Симачев.

После десятилетия восстановления контроля, реиндустриализация, модернизация и инновации вновь стали национальными приоритетами. В промышленности были запущены многие проекты, например, развитие нанотехнологий. Кроме того, много говорилось о российских гибридных электрических автомобилях по ценам, которые бросают вызов любой конкуренции. Компьютерщики создают российскую операционную систему, а новый iPhone 4G (так в тексте – прим. перев.), полностью сделанный в России, появится на рынке через нескольких месяцев. Это будет первый телефон с функцией GPS, использующей систему ГЛОНАСС. В то время как закончился перекрестный франко-российский год, можно также вспомнить покупку французом Жаком фон Полье часового завода «Ракета», являющегося не только старейшим в стране, но также последним заводом в России, производящим часы.

Очень важно, что теперь россияне воспринимают произведенное в России не как что-то устаревшее или отсталое, а как нечто современное, что можно носить с гордостью. Кроме того, развитие брендов и товаров «made in Russia» будет способствовать утверждению России на том месте, которое является ее собственным: среди развитых экономик мира. В воздухе витает дух творчества, и вполне разумно предположить, что у «made in Russia» впереди большое будущее.

Перевод : Уголин (Ursa-Tm)

Leave a Reply

Your email address will not be published.