Очень часто трудно понять потрясения, которые пережила Россия, начиная с развала СССР до сегодняшнего дня. На взгляд извне, в том числе из Европы, история молодой европейской страны, которой является Россия, напоминает головоломку, хаотичную и лишенную всякой логики.
Тем не менее, автор «La Nouvelle Grande Russie», который также возглавляет российское отделение французского аналитического центра Realpolitik TV, решил представить российскую историю с точки зрения ключевых дат, демонстрируя тем самым, что события, которые составляют новейшую историю России, на самом деле являются звеном одного и того же единого процесса. Процесса, который привел к впечатляющему восстановлению страны, продолжающемуся и сегодня.
Ксавье Моро, здравствуйте! Не могли бы вы представиться?
Я бывший офицер, выпускник военной школы Сен-Сир, я служил в парашютно-десантных войсках. Я также прослушал университетский курс, пишу диссертацию о советско-югославских отношениях в период холодной войны, под руководством Жоржа-Анри Суту. Я работал в советских и югославских архивах.
Я принадлежу к тому, что называю «французской исторической школой», основателем которой является Жак Бенвиль, который выявляет основные тенденции и логическую последовательность событий. История у него описывается как лаборатория Политики. Это анализ, в который не вмешиватся моральные соображения, и который помещает в центр анализа высшие интересы Нации. Эта школа была «модернизирована» Аймериком Шопрадом, который восстановил уважение к «французской геополитике». Он сделал из этой англо-саксонской и германской лженауки, целью которой в первую очередь было оправдание империализма и расизма, присущих этим двум цивилизациям, науку строгую и логичную.
Я стараюсь вписаться в это интеллектуальное наследие.
Что побудило вас написать эту книгу о России с 1991 года по сегодняшний день?
Аймерик Шопрад всегда побуждал меня писать о современной России, поэтому я ухватился за эту возможность, когда издательство Ellipses предложило мне принять участие в их собрании «Ключевые даты».
Почему вы решили анализировать Россию согласно ключевым датам? По ключевым событиям?
В самом деле, коллекция действует по этому принципу, который я считаю превосходным, потому что это обязывает вас быть кратким и определять действительно основополагающие события, пытаясь определить их глубинные причины.
Вы утверждаете, что российское восстановление, «русское чудо», как вы говорите, в значительной степени определилось решениями политической элиты страны, а не счастливым стечением обстоятельств, когда росли цены на сырье и увеличивался внешний, особенно европейский, спрос. Не могли бы вы уточнить?
Сырьевые материалы часто были на подъеме в России, что не помешало всей стране несколько раз оказаться банкротом. Большой разницей по сравнению с 2000 годом является то, что российское государство начало накапливать и управлять своими ресурсами в преддверии трудных времен. Кризис 1998 года, при правительстве Ельцина, чуть не поставил Россию на колени. Вместо этого Россия стала одной из первых стран, вышедшей из кризиса, ее позиция была усилена.
Ресурсов не хватит без политической воли хорошо их использовать. У Франции были колоссальные человеческие и промышленные ресурсы, которые в последние 40 лет были пущены по ветру.
Вы называете бомбардировки Сербии в 1999 году решающим элементом и ключевой датой российской истории, почему это событие внешней политики так важно?
После падения СССР россияне были очарованы, они были благосклонно настроены в отношении американской модели. Они вышли из мира лжи и искренне верили, что истина была западной. В 90-х годах они обнаружили, что Соединенные Штаты пришли на смену в качестве «империи лжи».
В 1999 маска упала окончательно, Соединенные Штаты Америки предстали тем, кем они и были, то есть врагом европейской цивилизации, способным вступать в союз с мафией и террористическими и / или исламистскими движениями для достижения своих целей.
Вы анализируете другое внешнее событие, пятидневную войну против грузинской армии, которая, я цитирую, «ознаменовала окончание американской экспансии в российское ближнее зарубежье»?
Как осознание двуличия, но также слабости Америки. «Пятидневная война» видится логическим следствием бомбардировок Сербии. Разница в том, что в этот раз американскому империализму противостояла путинская Россия, которая унизила бессильную американскую администрацию. В течение двух месяцев Соединенные Штаты показали миру, что они не в состоянии защитить ни своих союзников, ни свои банки.
Некоторые комментаторы полагают, что арест Ходорковского остановил американские попытки взятия под политический контроль российских энергоресурсов, вы тоже так думаете?
Без сомнения. Ходорковский получал сигналы от Кремля, в качестве призыва к порядку. Он был убежден, что его американские союзники гарантируют ему безнаказанность. Как другие олигархи, как покойный Березовский, Ходорковский был человеком дерзким и бессовестным. Для этого поколения, все, начиная с президента Российской Федерации, покупалось. Эти люди не представляли себе, что воля русского народа может воплотиться в воле человека, который уничтожил плоды десятилетнего грабежа.
Ваша книга выглядит настоящим порывом оптимизма относительно страны, у которой за ее пределами ужасный образ, как вы объясните это расхождение между вашим мнением и действительно негативным образом страны, который распространяется самыми обычными способами, в том числе медийными?
Основными ответственными являются средства массовой информации. Я думаю, что все же не стоит переоценивать коррупцию и недобросовестность и недооценивать глупость. Французские журналисты больше глупы и ленивы, чем злы. Морализаторская каша готовится гораздо быстрее, чем тщательная и документированная статья. Это происходит главным образом из-за факультетов журналистики, которые стали настоящими фабриками по производству идиотов.
Эта проблема также связана с тем, что есть множество специалистов, которые очень хорошо говорят по-русски, но являются плохими аналитиками. Возьмем, к примеру, газету Le Monde, в настоящее время ведущую очень агрессивную антироссийскую кампанию, ее главный редактор Натали Нугайред определяет цели этой кампании, которую Мари Жего и Петр Смоляр подпитывают своими статьями, постепенно превращая субсидируемую государством газету в любительский журнальчик крайне левых.
Вы живете и работаете в России, каково ваше мнение о том, как изменяется страна? На ваш взгляд, каковы сильные / слабые стороны страны сегодня, в 2013 году?
Я живу в России уже 13 лет. Несомненно, ситуация значительно улучшается из года в год. Можно критиковать темп и скорость прогресса, но не его реальность. Россия сегодня сталкивается с самыми разными проблемами, которые несколько напоминают наши, пенсии, реиндустриализация, «желание жить вместе» на своей огромной территории. Преимущества России многочисленны, прежде всего, ее население, ее огромная территория, ее ресурсы и, особенно, ее политическая элита, которая, вероятно, является самой блестящей в Европе, с реальной заботой об интересах нации.
Россия сегодня больше не ищет модель, она сама стала альтернативной моделью социального развития, основанного на традиционных ценностях. Гражданские свободы сегодня в России шире, чем во Франции, благодаря существованию массовой печатной оппозиционной прессы, которой нет в нашей стране. Я был поражен свободой выражения, с которой российские власти России сообщали о манифестациях 2011-2012 годов, предлагая свободный доступ ко всем материалам аэрофотосъемки, позволяющим рассчитать точное число демонстрантов.
В чем Россия представляет реальный интерес для иностранных инвесторов, в том числе французских?
Россия является рынком с 143-миллионным населением, с восстанавливающейся рождаемостью, все более многочисленным и более богатым средним классом. Это государство почти не имеющее долгов, стабильное, где государственные подряды могут быть выиграны иностранными поставщиками, в отличие от, например, США, где коррупция и фальсификация заявок препятствуют любым надеждам европейских производителей, можно вспомнить, к примеру, недавний контракт на поставку самолетов-заправщиков.
Ваша книга останавливается в 2008 году, каковы, по вашему мнению, ключевые даты развития России после 2008 года?
Я закончил книгу в конце 2011 года, до избрания Владимира Путина, что стало бы будущей «ключевой датой» в случае выхода новой редакции.
Выборы 2012 года показали неспособность американского госдепартамента влиять на реальную страну. Выборы также важны в связи со значительным ослаблением «Единой Россия», которая лишилась 125 депутатов. Результаты также отражают массовое неприятие Запада россиянами, которые предпочли оппозицию коммунистическую и националистическую, а не либеральную. Именно этот последний пункт предвещает, каким может быть будущее политическое деление России.
Наконец, следующей «ключевой датой» могла бы стать победа Башара Асада. Она обеспечила бы жесткий удар по системе американского вмешательства, основанного на мафиях и исламизме, и сделало бы Россию желанным союзником народов, которые хотят оставаться суверенными.
Спасибо, Ксавье Моро, за это интервью!
Заинтересованные читатели могут найти интервью Ксавье Моро на сайте РИА Новости, здесь и здесь.
Я напомню, что книгу «La Nouvelle Grande Russie» можно купить в издательстве Ellipses.