Недавно один из последних французских министров-голлистов, выдающийся Юбер Ведрин, дал поразительное интервью сайту EurActiv, утверждая, что «Европейский союз никогда не получит достаточной общественной поддержки федерализма и, следовательно, должен отказаться от идеи супер-государства по образцу Соединенных Штатов». Очевидно, что с передачей суверенитета, неизбежной при строительстве единого европейского государства, европейские страны не согласятся.
На следующий день после того, как было опубликовано интервью, агентство Reuters сообщило, что канцлер Ангела Меркель, выступая в Берлине на организованной Deutsche Bank конференции, напротив, призвала членов еврозоны «быть готовыми поступиться своим суверенитетом ради преодоления кризиса».
Это фундаментальное различие в видении будущего Европы проявилось в момент, когда определенное напряжение, не говоря уже о фундаментальных разногласиях, возникло между двумя движущими силами Европы, какими являются Франция и Германия, поскольку французские политики-социалисты открыто критиковали политику канцлера Ангелы Меркель, которая, по их словам, озабочена лишь «торговым балансом Берлина».
Поступая подобным образом, эти французские депутаты, вероятно, лишь высказывают идею, которая распространяется по находящейся в кризисе Европе, Европе, которая чувствует, что Германия защищает лишь свои собственные национальные интересы, оплачивая только то, что необходимо для Европейского Союза, который в настоящее время является основным направлением ее экспорта. Испанский, греческий и кипрский кризисы усилили рост недоверия к ЕС, находящегося под немецким доминированием и, вероятно, нанесли значительный урон идее интеграции этой гиперструктуры, демонстрирующей очевидные несовершенства функционирования, особенно в финансовом плане.
Неспособность ЕС решить проблему кризиса государственных долгов и недоверие граждан к мерам жесткой экономии, предназначенным спасти единую валюту, должны подтолкнуть эту наднациональную структуру к глубинным изменениям. Без этого, как можно предположить, ЕС исчезнет. Будут ли исключены некоторые страны? Или в ЕС будут созданы различные уровни, в то время как уже говорят о возможной двухуровневой валютной зоне?
Высказывания Юбера Ведрина отражают не только идеи голлистского и скорее суверенистского течения во Франции. Они отражают идейное течение, которое распространено в большинстве европейских государств, среди тех, кто хорошо понимает, что Европа противостоит структурному объединению: Европа не стала подлинным политическим полюсом. Отсутствие Европы политической, вероятно, не оставляет никаких шансов на создание мощной Европы, которая нашла бы свое место при формировании цивилизационных блоков, которые образуются в постепенно складывающемся многополярном мире.
Очевидный провал попытки ЕС трансформироваться в суверенный политический блок, парадоксальным образом отражает запоздалую победу тех в Европе, кто выступал за суверенитет и / или создание Европы наций, то есть проекта, значительно отличающегося от федеративной и наднациональной модели, за которую выступал новый тандем Берлин – Брюссель.
Навязчивая идея европейских государств защищать Государство (национальное) совершенно легитимна и очень похожа на то, что испытала и продолжает испытывать Россия. Российские элиты в течение 13 лет, последовавших за распадом СССР, не переставали восстанавливать и подтверждать полномочия и суверенитет государства, тогда как в тот же период в европейских стран происходил обратный процесс передачи своего национального суверенитета наднациональному органу, который не дал взамен никакого наднационального суверенитета.
В странах БРИКС и в подавляющем большинстве развивающихся стран тенденция та же, что и в России: пришло время утверждения государства и национального суверенитета.
Станет ли XXI веком возвращения к представлениям века XIX, которые, как нам говорили, окончательно устарели, а именно к национальному государству и суверенитету? Россия, воплощение голлистской мечты в XXI веке, покажет ли она европейским странам обратный путь к Национальному Суверенитету?