Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
Визит президента Французской республики Франсуа Олланда в конце февраля 2013 года в Москву приходится на особый момент французско-российских отношений, а также отношений Россия / Европа и отношений Россия / Запад в целом.
С конца 90-х годов и распада советской империи, и особенно с начала 2000-х годов, взаимодействие между Россией и странами Европейского Союза, а также с Западом в целом росло. Стремление к сближению России с Западом оставалось одним из основных направлений внешней политики Кремля с 1991 года, то есть уже в течение 22 лет, с момента возникновения молодой Российской Федерации.
В этом плане российская политика остается неизменной и стабильной, а ее стремление к сближению с Западом и особенно с Европой не было лишь теоретическим. Оно привело к очень важным действиям, идет ли речь о вступлении в Совет Европы в 1996 году, вступлении в G8 в 1997, присоединении России к западной семье в борьбе с терроризмом в 2001 году, создании Совета Россия-НАТО в 2002 или российских предложениях по созданию европейской архитектуры безопасности в 2008 году.
Однако в последние годы России не стала сосредотачивать всю свою внешнюю геополитику на западе и предприняла множество инициатив в направлении своего ближнего зарубежья и зоны Азия / Евразия.
Россия приняла участие в создании СНГ (1991), межправительственного объединения, состоящего из 11 бывших советских республик, а также в создании Евразийского экономического сообщества в 2000, в 2002 году и ОДКБ, объединившего Россию, Беларусь, Армению, Казахстан, Киргизии и Таджикистан. Предусматривалось слияние двух последних объединений, в рамках ОБСЕ, для последующей возможной замены СНГ. Наконец, Россия внесла вклад в создание Евразийского таможенного союза, который объединяет Россию, Белоруссию и Казахстан, подтверждая свою приверженность региональной интеграции в Евразии, на постсоветском пространстве. Кроме того, в 2001 году, то есть через год после создания Совета Россия / НАТО, Россия также способствовала созданию вместе с Китаем Шанхайской Организации Сотрудничества, межправительственной военной организации, которую можно рассматривать как своего рода региональный и азиатский противовес НАТО.
Российское желание найти военный компромисс вне Запада и вне НАТО набирает силу по мере ухудшения отношений Россия / НАТО, перед лицом неспособности американцев уйти от логики периода после холодной войны и политики «сдерживания» на востоке России. Политики, последствия которой материализуются сегодня в виде кризиса с развертыванием противоракетного щита
западной экономической системы, экономическое взаимодействие Европы с Россией укрепляется, их взаимозависимость растет. Россия, быстро преодолевшая экономический кризис 2008 года, оказалась в позиции силы перед лицом ослабленной Европы, экономические игроки которой видят сегодня Россию как наиболее динамично развивающийся рынок для экспорта и
инвестиций. Европа стала основным потребителем российских энергоресурсов, эта взаимозависимость воплощается в проектах Северного и Южного потоков. Но в момент, когда Россия председательствует в G20, саммит которого пройдет в стране, кажется, что интерес россиян к европейской модели уже не столь существенен, как раньше.
Как недавно отметил Федор Лукьянов, на фоне растущей экономической взаимозависимости России и Европы вырисовывается проблема общей модели, главным камнем преткновения которой является мораль и модель общества. Взаимонепонимание глубоко, ЕС хочет навязать России общественную концепцию, которую она отвергает, утверждая, что является суверенной и другой. Этот разрыв между консервативной Россией, которая переживает возвращение к религии, и Европой, напротив, крайне либерально-либертарианской, действительно ведет к растущему непониманию между Россией и европейскими странами.
Возможно по причине этого растущего непонимания, Россия стремится снизить свою зависимость от ЕС и планирует к 2020 году реализовывать в Азиатско-Тихоокеанском регионе от 22% до 25% своего экспорта нефти и 20% экспорта газа, в то время как Международное энергетическое агентство полагает, что в настоящий момент Россия реализует в Европе 30% своего экспорта.
Можно представить, что восстановление стратегического баланса ослабит потенциальное влияние ЕС на Россию, которая все более активно устанавливает связи с Азией, этим континентом, на котором располагается, не стоит забывать, 75% российской территории.