Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
На прошлой неделе я написал статью, в которой утверждал, что Западной Европе не мешало бы выйти из-под атлантистской опеки для образования политического и экономического альянса с евро-восточным блоком, создающимся вокруг таможенного альянса Россия – Беларусь – Казахстан. Мне кажется, что для обремененного долгами Европейского Союза, не имеющего возможности для расширения, и чрезвычайно зависимого в энергетическом плане, такой подход мог бы обеспечить новые экспортные рынки, энергетическую безопасность, возможность экономического роста, а также новое политическое видение. После публикации этого текста один из моих читателей, Давид, прислал мне следующий комментарий: «Я с трудом понимаю, что общего у твоего Евразийского союза с ЕС (…) Ты считаешь, что Европа простирается до Казахстана?»
Вопрос Давида является, на мой взгляд, фундаментальным. Первое, что я хотел бы ему ответить, заключается в следующем: Европа ― это не только ЕС, последняя волна расширения датируется 2004 годом, и на сегодняшний день никакое дальнейшее расширение всерьез не планируется. Европейское пространство насчитывает 51 государство, а ЕС ― это только 27 из них. ЕС не является, на мой взгляд, самоцелью, это лишь этап в построении большой континентальной Европы, от Лиссабона до Владивостока, Европы по природе евроазиатской, простирающейся географически и в Европе, и в Азии.
Дискуссии о пределах расширения ЕС привели к противоречиям: часто можно прочитать, что Россия не является европейской страной, тогда как ― по мнению тех же комментаторов ― Украина, Белоруссия и Турция, напротив, должны быть интегрированы в Европу. Действительно, следовало бы объяснить, почему Россия якобы не европейская страна, если Украина, Белоруссия или Турция таковыми являются. Сегодня, ни находящийся в состоянии, близком к банкротству, ЕС 27 стран, ни Россия в одиночестве не имеют сил и средств, чтобы противостоять гигантам: находящейся на закате Америке или двум будущим великим державам, Индии и особенно Китаю, который практически гарантированно станет ведущей мировой державой к середине этого века. Россия, как и западноевропейские государства, сегодня вовлечены в политику создания альянсов для укрепления своих региональных позиций и глобального влияния.
После распада Советского Союза, расширение ЕС на восток казалось неизбежным. Это расширение, наряду с расширением НАТО, происходило в духе конфронтации с постсоветским миром. Но возрождение России в последние годы и финансовые потрясения 2008 года серьезно изменили ситуацию. Тяжелейший финансовый кризис, происходящий в Европейском Союзе, несомненно, является абсолютной гарантией того, что ЕС больше не будет расширяться, оставив некоторые европейские страны, во главе с Украиной, на пороге. Андрей Федяшин напомнил об этом несколько дней назад: «В период кризиса, немногие европейские державы хотят думать о возможном членстве в ЕС еще одной бедной страны с восточной периферии (… Украина …) Страны, в которой проживают 46 миллионов жителей, и которая постоянно находится в политическом и экономическом кризисе».
Что же касается России, особенного члена европейской семьи, было бы наивно думать, что ее реконструкция будет происходить иначе, чем через максимальное укрепление связей с государствами ближнего зарубежья, то есть на постсоветском пространстве, и в логике евроазийства.
Хотя Западная Европа в настоящее время является плацдармом Америки, которая навязывает ей настоящий Дамоклов щит в виде щита противоракетного, настало время начать сотрудничество между Европой и постсоветским пространством и поинтересоваться тем, что происходит на востоке, вокруг нового таможенного союза, возглавляемого Россией. Прошлая неделя была богата событиями огромной важности. Недавний приговор в семь лет тюрьмы символу оранжевой революции, вероятно, способствовал некоторому отдалению Украины от Европейского Союза и ее сближению с таможенным союзом во главе с Россией. В то время как президент России на прошлой неделе находился на Украине, Европейский Союз отменилвстречу с украинским президентом, а также дискуссии о создании зоны свободной торговли с Украиной. В это же время 11 государств СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Украина) подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. В тот же день премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина в настоящее время рассматривает вопрос о присоединении к Таможенному союзу Россия – Беларусь – Казахстан, не видя противоречия в принадлежности к этим двум зонам свободной торговли.
После распада Советского Союза, расширение ЕС на восток казалось неизбежным. Это расширение, наряду с расширением НАТО, происходило в духе конфронтации с постсоветским миром. Но возрождение России в последние годы и финансовые потрясения 2008 года серьезно изменили ситуацию. Тяжелейший финансовый кризис, происходящий в Европейском Союзе, несомненно, является абсолютной гарантией того, что ЕС больше не будет расширяться, оставив некоторые европейские страны, во главе с Украиной, на пороге. Андрей Федяшин напомнил об этом несколько дней назад: «В период кризиса, немногие европейские державы хотят думать о возможном членстве в ЕС еще одной бедной страны с восточной периферии (… Украина …) Страны, в которой проживают 46 миллионов жителей, и которая постоянно находится в политическом и экономическом кризисе».
Что же касается России, особенного члена европейской семьи, было бы наивно думать, что ее реконструкция будет происходить иначе, чем через максимальное укрепление связей с государствами ближнего зарубежья, то есть на постсоветском пространстве, и в логике евроазийства.
Хотя Западная Европа в настоящее время является плацдармом Америки, которая навязывает ей настоящий Дамоклов щит в виде щита противоракетного, настало время начать сотрудничество между Европой и постсоветским пространством и поинтересоваться тем, что происходит на востоке, вокруг нового таможенного союза, возглавляемого Россией. Прошлая неделя была богата событиями огромной важности. Недавний приговор в семь лет тюрьмы символу оранжевой революции, вероятно, способствовал некоторому отдалению Украины от Европейского Союза и ее сближению с таможенным союзом во главе с Россией. В то время как президент России на прошлой неделе находился на Украине, Европейский Союз отменилвстречу с украинским президентом, а также дискуссии о создании зоны свободной торговли с Украиной. В это же время 11 государств СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Украина) подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. В тот же день премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина в настоящее время рассматривает вопрос о присоединении к Таможенному союзу Россия – Беларусь – Казахстан, не видя противоречия в принадлежности к этим двум зонам свободной торговли.
Но самая поразительная новость пришла из Москвы, поскольку премьер-министр Владимир Путин объявил о возможном создании к 2015 годуЕвразийского союза. Премьер-министр также напомнил, что сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) являетсяабсолютным приоритетом для России. Этот проект евразийского союза основан на действующем Таможенном союзе с Беларусью и Казахстаном, к которому могут присоединиться все государства-члены ЕврАзЭС. Кыргызстан (Таможенный союз) и Армения (ЕврАзЭс) уже заявили о своей поддержке этих проектов евразийской интеграции.
Происходящая в настоящее время организация в центре евразийского континента является не только экономической или политической, но также военной, поскольку в 2001 году была образована структура по евразийскому военному сотрудничеству: Шанхайская организация сотрудничества. Эта организация состоит из шести постоянных членов: России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют статус наблюдателей, а Шри-Ланка и Беларусь ― статус партнеров. ШОС объединяет сегодня 2,7 миллиардов человек.
Происходящая в настоящее время организация в центре евразийского континента является не только экономической или политической, но также военной, поскольку в 2001 году была образована структура по евразийскому военному сотрудничеству: Шанхайская организация сотрудничества. Эта организация состоит из шести постоянных членов: России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют статус наблюдателей, а Шри-Ланка и Беларусь ― статус партнеров. ШОС объединяет сегодня 2,7 миллиардов человек.
В этом году статус наблюдателя запросил Афганистан, а Турция (вторая военная держава НАТО) просит о полном присоединении к организации. Арабские страны, как Сирия, в прошлом году также выразили свою заинтересованность в этой структуре. Сегодня вполне закономерно можно задаться вопросом, когда же европейские страны предпочтут присоединение к ШОС, чтобы завершить эту континентальную интеграцию.
Эти глобальные изменения отражают неизбежный сдвиг к многополярному миру, который больше не будет находиться под западным доминированием. Для западноевропейцев пришло время взглянуть на восток их континента. Новый евразийский полюс, который организуется вокруг России, вероятно, является самым многообещающим.