Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
У России 20.622 км сухопутных границ с 14 странами, что делает ее второй после Китая страной мира по протяженности сухопутных границ.
Это географическое положение означает, что контроль над границами, благодаря стабилизации отношений с соседними странами, имеет важнейшее значение как для экономического развития страны, так и для коллективного бессознательного российских граждан. С российской стороны границ есть огромная малозаселенная территория, и эта ситуация беспокоит Россию, которая предпринимает интенсивные и постоянные усилия по контролю и стабилизации ситуации на своих границах. Эта гигантская территория, граничащая с Европой, Кавказом и Азией, соседствующая с теми областями, где существует множество скрытых региональных конфликтов, является, вероятно, уникальным случаем на планете.
Таким образом, российская политика соседства осуществляется с относительной одержимостью создавать и поддерживать своего рода географическую буферную зону для защиты российских границ. Политика региональной экономической интеграции, начатая Россией, имеет не только экономические цели. Она также должна позволить ей стабилизировать свое ближнее зарубежье, укрепляя политическое сближение.
На западе, отношения с Европой кажутся более или менее стабилизировавшимися в рамках хорошо установившегося сценария: меньше политики и больше экономики. Но тяжелый экономический кризис, который еврозона никак не может преодолеть, к сожалению, должен оказать негативное влияние на российскую экономику. Россия продает большую часть своего экспорта нефти и газа в Европу, в то время как растущий экспорт энергоносителей в Азию пока не позволяет компенсировать это ожидаемое падение европейского спроса.
Следует отметить, что если бы Европа производила сланцевый газ и тем самым сократила свои закупки российских энергоресурсов, это, вероятно, ускорило бы разделение между этими двумя блоками, снизив взаимозависимость экономик. Если Россия и Европа сейчас находятся на своего рода перепутье в моральном плане, то завтра они могут оказаться на перепутье и в плане энергетическом и, следовательно, экономическом. Российская восточная динамика, переориентация на восток и Азию кажется одновременно сложной, дорогой и весьма неопределенной, несмотря на очевидное желание российского правительства приступить к этому процессу.
Таможенный союз, несомненно, будет расширяться и, в рамках этой российской восточной динамики, является просто жизненно необходимым. Жизненно необходимым не только потому, что мы живем в эпоху региональных союзов и экономической интеграции. Цель данного таможенного союза ясна: быстрое создание Единого экономического пространства (ЕЭП), затем ― к 2015 году ― Евразийского экономического союза (ЕЭС), своего рода евразийской пары Европейского Союза.
Но в отличие от своего западноевропейского собрата, Евразийский экономический союз хочет стать, как кажется, добровольным экономическим объединением, не имеющим политической составляющей, которая могла бы нанести ущерб суверенитету государств-членов. Отметим, что этот создающийся евразийский экономический союз с Россией не следует путать с любопытным тандемом, который образован неформальным альянсом Россия / Китай. Евразийский союз, напротив, предназначен стать скорее региональным блоком, уравновешивающим российскую позицию по отношению к ЕС и к Китаю. Со своей стороны, Китай, чьи растущие экономические аппетиты очевидны, быстро и естественно увеличивает свое присутствие в своем ближнем зарубежье, в Центральной Азии, а также увеличивает потребление российской энергии. Сегодня переговоры между Россией и Китаем по этой теме (начатые в 2006) наталкиваются на вопрос о цене, ведь всем известно, что Китай является партнером, договориться с которым нелегко.
Не так давно в фокусе энергетических проблем в ближнем зарубежье России оказалась Украина. Казалось, что страна находится на пороге вступления в Европейский Союз и украинское правительство того времени, вышедшее из оранжевой революции, вызвало острый газовый кризис, пользуясь своей позицией транзитной страны для российского газа, предназначенного Западной Европе. Запуск Россией трубопроводов Nord Stream (в Балтийском море), уже действующего, и South Stream (в Черном море), еще строящегося, помог восстановить доверие между Россией и ЕС в сфере энергоснабжения, выведя из игры Украину.
Сегодня центром ближнего российского зарубежья становится, очевидно, Центральная Азия, благодаря созданию многообещающей экономической зоны. Как ни парадоксально, Украина, которая сегодня кажется очень далекой от вступления в ЕС, могла бы принять участие в этом крупном евразийском проекте.