Часто говорят о росте влияния Китая в Африке, но о китайском прорыве в Восточной Европе и, особенно, на Балканах обычно забывают. Невнятное китайско-албанское сотрудничества существовало уже в 70-х годах, но в 80-х в Китае была разработана настоящая доктрина в отношении юго-восточной Европы.
Сначала двойным фронтом для Китая стали Балканы, прежде всего в направлении Европы, но также бывшей советской сферы. После падения Берлинской стены Пекин укрепил свое влияние на Балканах, сосредоточив внимание на их коммерческом потенциале. Цель Пекина очевидно состояла в использовании потребителей Балкан для сбыта дешевых китайских товаров. Торговые отношения между Китаем и Балканами первоначально развивались с Болгарией, Румынией, а также с Хорватией.
В 2010 году объем двусторонней торговли с Бухарестом составил 2,6 миллиарда евро, в то время как торговля с Загребом и Софией составила, соответственно, 1,1 миллиарда евро и 630,5 миллиона евро. Что касается Сербии, торговля с Китаем составила 325 миллиона в 2010 году, несмотря на историю очень хорошие отношения между Китаем и Сербией Милошевича. Символом китайского прорыва на Балканах стало появление в 2010 и 2011 годах огромных «китайских кварталов» в пригородах Белграда, Бухареста и Загреба.
Внедрение Китая не только коммерческое, но также промышленное.
Можно назвать, к примеру, случай гиганта Dongfeng, который в конце 2009 года подписал соглашение с сербской Fabrika Automobila Priboj (FAP) по сборке автомобилей в Сербии, или же Great Wall Motor Corporation и болгарскую компанию Litex Motors, в феврале 2011 года начавшие производство недорогих автомобилей. Китай также развивает политику инвестиций в добычу местных полезных ископаемых, чтобы питать быстрый рост китайской экономики.
Это касается, например, китайской металлургической компании China Minmetals Corporation, которая подписала соглашение с Aurubis Bulgaria, дочерним предприятием крупнейшего европейского производителя меди. Или же Sichuan Jiannanchun International Group и турецкой компании Kürüm Energy Resources and Metallurgy, которые создали совместное предприятие Illyria Mineral Industry для развития албанского экспорта феррохрома в Китай.
Подобные проекты также обсуждаются в других точках Балкан.
Греция является удивительной иллюстрацией этого китайского прорыва, поскольку Китай в значительной степени поддержал экономику страны в разгар кризиса, покупая греческие казначейские обязательства, а также подписав контракт на 3,4 миллиарда евро с морским гигантом China Ocean Shipping Company на ремонт и передачу под контроль части порта Пирей. Соглашение позволило компании увеличить мощности порта за счет строительства третьего причала и логистического центра.
Пекин также создал специальный китайско-греческий фонд в пять миллиардов долларов для развития морского транспорта и планирует утроить ежегодный объем портовых операций, доведя к 2015 году ежегодный трафик до 3,7 миллионов контейнеров и увеличив объем двусторонней торговли с Афинами до восьми миллиардов долларов.
Но China Ocean Shipping Company также присматривается к порту Салоники, который соединен железнодорожной линией с остальной частью Балкан, а также с Центральной Европой.
Этот растущий китайский контроль над греческим морским и железнодорожным транспортом имеет четкую цель: превратить Грецию в своего рода «логистический центр» для реализации китайской продукции в Европе.
Многие комментаторы говорят о «новом Шелковом пути», чтобы определить новые китайские экономические оси, предназначенные для улучшения условий наземной транспортировки путем создания торговых путей по модели «Шелкового пути». Эти новые континентальные оси должны стать гораздо более коротким путем по сравнению с традиционными морскими маршрутами из крупных китайских портов, кроме того, железнодорожный транспорт является гораздо более безопасным, чем судоходство, которому угрожает растущее пиратство. «Греческий хаб», создание которого должно пониматься в рамках этой коммерческой континентальной логики, свяжет континентальные железнодорожные линии.
По этой причине китайский Банк развития (CDB) принял участие (на сумму 4,5 миллиарда евро) в финансировании и строительстве части панъевропейского коридора, который соединит Восточную Европу с Турцией, пройдя через территорию Австрии, Словении, Хорватии, Венгрии, Сербии, Македонии, Болгарии и, разумеется, Греции. Этот панъевропейский коридор в среднесрочной перспективе должен быть связан со вторым южным железнодорожным коридором, который идет из Китая в Европу через Центральную Азию, Иран и Турцию. В рамках этом логики, Пекин также финансирует реконструкцию моста на окраине Белграда, который соединит два берега Дуная. Строительство моста будет завершено в 2014 году. Он будет называться «Мостом китайско-сербской дружбы», чтобы напоминать о китайском вмешательстве в сердце Балкан.
На последнем саммите Организации ШОС в Бишкеке (Киргизия), страны-члены заявили о своих намерениях восстановить «обновленный шелковый путь», чтобы связать Китай с Европой через Россию и государств Центральной Азии. Поскольку китайское продвижение в Восточной Европе не останавливается на Балканах, Китай получает преимущество и в постсоветских странах.
В то время как Россия и Китай, наконец, достигли соглашения сотрудничеству в нефтяной сфере на сумму 270 миллиардов долларов в течение 25 лет, соглашение о котором было подписано между CNPC и Роснефтью, возглавляемой близким к Путиным Игорем Сечиным, France 24 в конце прошлого года показала чрезвычайно интересный репортаж о росте китайского присутствия в Сибири и на Дальнем Востоке России и связанных с этим инвестициях, о которых я уже рассказывал, в том числе, к примеру, о сумасшедшем проекте строительства «Венеции на Амуре» в Благовещенске, небольшом городке на левом берегу реки Амур в центре российского Дальнего Востока. Проектом предполагается строительство каналов и фасадов, полностью воспроизводящих венецианские, а также огромного торгового комплекса (см. здесь, здесь или здесь), который должен быть открыт в 2018 году. Хе Вейлан, ответственный за проект китайский подрядчик, утверждает: «Это будет похоже на Италию, но лучше (…) Я продаю Европу жителям Дальнего Востока». Украине китайское правительство в 2012 году предоставило кредит в три миллиарда долларов, чтобы помочь украинскому государству развивать экспорт кукурузы (в Китай), и Китай теперь обсуждает управление почти 30.000 км² земель, то есть почти 5% своей территории и 9% своих пахотных земель, что равно площади всей Бельгии целиком. Переговоры между компанией KSG Agro, отвечающей за сельское хозяйство, и Украиной ведутся о землях в Днепропетровской области на востоке страны. Первоначально соглашение коснется устройства ирригационных систем на площади 3000 га. Если подобная сделка состоится, Украина получит взамен новый кредит на развитие своего сельского хозяйства и дорожной сети.
Не забыта Беларусь. Китай строит целый город в лесах под Минском (столица Беларуси) для создания там огромного промышленного парка. Город должен принять 155.000 человек, позволив Китаю создать своеобразный дополнительный хаб между Европой и Азией: китайский экспорт окажется всего лишь в 275 км от Польши и Литвы, двух стран-членов ЕС. Еще одно преимущество: соглашения между Беларусью, Россией и Казахстаном позволит товарам из этого города-фабрики пересекать границы двух стран без таможенных барьеров.
Предусматривается, что этот промышленный парк будет функционировать благодаря освобождению от налогов, включая земельный, для компаний, которые там расположатся и инвестируют не менее пяти миллионов долларов (3,8 миллиона евро), будь то китайские компании или же компании из других стран. Китай инвестирует пять миллиардов долларов (3,8 миллиарда евро) в создание этого нового города, который строящаяся линия высокоскоростных поездов соединит с аэропортом Минска. Электроэнергию будет поставлять построенная Россией АЭС, которая будет запущена в 2018 году. Первая часть города должна быть завершена в 2020, окончание строительства запланировано на 2030 год.
уж больно агрессивный заголовок… а вообще китайские деньги вложенные в развитие экономики могут помочь любой стране, если за них не надо отдавать плодородные земли, как на Украине!