На прошлой неделе более чем удивительная информация появилась в российских средствах массовой информации: Россия выводит свой военный персонал с сирийской базы Тартус, а корабли российского флота в Средиземном море заправляются в Ливане. Кроме того, согласно слухам, Россия приняла решение о закрытии своего посольства в Сирии. Эти чрезвычайные меры были приняты, по сведениям источников, цитируемых в частности российской газетой «Ведомости» (созданной в 1999 году благодаря совместной инициативе The Financial Times и Wall Street Journal), чтобы не подвергать опасности российский персонал военно-морской базы Тартус, когда в Сирии усиливается гражданская война. Информация была подтверждена российским еженедельником ВПК, специализирующимся в области обороны, источник которого заявил, что это решение было вызвано «внезапной эскалацией конфликта в Сирии и поиском более безопасных портов».
Новости удивили многих комментаторов, которые следят за ситуацией в Сирии, так как в стране военная ситуация в последние несколько недель выглядит изменившейся в пользу властей. На дипломатическом фронте коалиция «друзей Сирии» остается политически сплоченной и решительно настроенной на уход Башара Асада, однако сирийская оппозиция кажется фрагментированной, ослабленной, в ней все больше преобладают самые радикальные элементы, в частности близкие к салафистским движениям. В настоящее время эти движения находят поддержку у стран Персидского залива, во главе с Саудовской Аравией и Катаром, и, разумеется, у Соединенных Штатов. Постепенно складывается картина этой очень сложной ситуации: Америка продолжает свою давнюю активную поддержку (Афганистан, Босния, Косово …) суннитского ислама, внося вклад в войну, ведующуюся Дохой, Эр-Риядом и Стамбулу против шиитского полумесяца, который кажется более чем благосклонным к российским интересам и российскому присутствию на Ближнем Востоке.
Через три дня после «новостей» о российской уходе из Сирии, министр иностранных дел Сергей Лавров назвал «слухами» эту информацию, с иронией высказавшись о ее источниках, Guardian или Аль-Джазире, но посчитав «вписывающейся в целую серию провокаций и спекуляций, цель которых состоит в подготовке общественного мнение к действиям по смене режима в Сирии». О Тартусе Лавров сказал, что «эвакуация этого логистического пункта исключена, как и эвакуация его персонала (…) В настоящее время персонал состоит исключительно из гражданских лиц, военных на базе нет уже в течение долгого времени».
Хотя медийная война против Сирии за несколько недель до международной конференции «Женева- 2» лишь усиливается, Россия не собирается уходить ни из этого региона, ни из Средиземноморья, напротив. Читатели РИА-Новости помнят, что несколько месяцев я писал о возможности (крайне неопределенной в то время) того, что Кипр рано или поздно станет российской военной базой в самом сердце восточного Средиземноморья и внутри Европы.
На прошлой неделе в кипрскую прессу просочились слухи о возможном российско-кипрском военном соглашении, которое предоставит российскому флоту право использования порта Лимассола (русского города острова), а российским самолетам ― право использования военно-воздушной базы «Андреас Папандреу» в Пафосе. Это соглашение, в случае его заключения (кипрский президентом в ближайшее время должен посетить Россию), значительно усилит не только российское присутствие в регионе, но и способность соединения решать задачи на Ближнем Востоке и вблизи Сирии.
Одновременно Россия объявила о развертывании в 2015 году российской военной базы в Белоруссии, в городе Лида, недалеко от польской границы, то есть на границе контролируемого Атлантическим альянсом пространства. База, которая сыграет важнейшую роль в обеспечении безопасности военной группировки российско-белорусского союза, будет защищать белорусское воздушное пространство.
В то же время, занятная ситуация между россиянами и американцами возникла в Киргизии. Власти страны подавляющим большинством проголосовала за закон, предусматривающий закрытие существовавшей с 2001 года американской базы Манас, вследствие решения Вашингтона завершить к 2014 году вывод из Афганистана основной части международных сил. Соединенные Штаты до 11 июля 2014 года должны вывести самолеты-заправщики и несколько человек, все еще присутствующих в этом международном аэропорту, который служит военной базой.
Почти одновременно заместитель министра обороны Анатолий Антонов заявил, что Россия приняла решение об усилении своей авиабазы в Киргизии, что также связано с предстоящим в конце 2014выводом сил международной коалиции из Афганистана. Министр обороны России Сергей Шойгу отправился на встречу с киргизским президентом Алмазбеком Атамбаевым, чтобы сообщить ему, что в конце 2013 года Москва начнет поставлять вооружение и военную технику Киргизии.
В то время как милитаризация евразийского пространства усиливается под контролем России, вывод американских войск из Центральной Азии знаменует собой новый этап в борьбе за влияние между Россией и США в Центральной Азии для контроля над Хартлендом. Как говорилось в декабре, битва за Евразию усиливается.
По мнению Вадима Козюлина из ПИР-Центра, «расторжение соглашения с Вашингтоном (под давлением России), вероятно, является самой крупной победой Москвы с точки зрения влияния в этом стратегически важном регионе с начала антитеррористической операции США в Афганистане».
Но другие аналитики настроены более негативно в отношении этой предполагаемой российской победы, которой кажется уход США из Центральной Азии. По мнению «Независимой газеты», российские военные эксперты сходятся в одном: исламизация Центральной Азии идет полным ходом, и к «афганским террористическим движениям присоединяются молодые таджики, узбеки и киргизы, которые впоследствии выявляются спецслужбами как исламистские лидеры в Санкт-Петербурге и других крупных российских городах (…) Короче говоря, россияне должны реально готовиться к войне на своей территории».
Увы, но Киргизия мало что может предложить в военном плане кроме территории. Раньше там был неплохое КБ по производству торпед “Шквал”, сейчас пришло в негодность, а модернизировать и размещать там военные заказы ОДКБ нерентабельно.
Но, с другой стороны, разрушать американский наркотический бизнес в Афгане как-то нужно.
Дополнительные расходы, и как обычно на нас.
Поскольку военные союзники в индивидуальном плане абсолютно несостоятельны (кроме Белоруссии)
Так же как и открытие российской базы в Канте, учения «Сотрудничество – 2003» несомненно были попыткой Китая напомнить региональным государствам и особенно ближайшим соседям, что он остается вовлеченным в региональную безопасность, даже если США в настоящее время являются главной военной державой в Центральной Азии. Пекин уже испытывает тревогу относительно присутствия США в регионе, рассматривая его как часть более широких усилий по окружению и сдерживанию Китая. Если США разместили бы свой военный персонал в Казахстане – одной из двух стран, дающих прибежище уйгурским диссидентам и, кроме того, там, где находятся энергетические интересы Китая – это мало способствовало бы ослаблению опасений Китая относительно намерений США. Американские аналитики поэтому предлагали попытаться вовлечь Китай в совместное с США региональное планирование мероприятий по борьбе с терроризмом и распространением ОМУ и таким образом сблизить представления США и Китая относительно будущей стабильности в Центральной Азии.
Сейчас Россия имеет 25 военных баз за пределами страны, в первую очередь на территории стран бывшего СССР. Для сравнения: США имеют таких заграничных баз более 800! Хотя, так или иначе, сами по себе эти голые цифры ничего не говорят. Китай вообще не имеет ни одной зарубежной базы, но его уже начинают в той или иной мере опасаться многие государства на территории всего земного шара.
В минувшие выходные Россия стала обладательницей еще одной военной базы за рубежом. 17 октября в уже бывшей 201-й дивизии, которая дислоцирована в Таджикистане, был поднят российский флаг. Таким образом, Россия значительно укрепила свои позиции и влияние в Центральной Азии.