Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
В одной из предыдущих статей я писал об «англо-американской Большой игре в XIX веке», противостоянии, которое разворачивалось в Центральной Азии и на Кавказе по мере того, как Россия расширяла свою территорию в этих двух ключевых зонах. Англия хорошо осознавала угрозу и значение недавних российских завоеваний в ущерб Османской империи в кавказском регионе. Эти успехи России открыли ей доступ к Черному и Средиземному морям, проливам и укрепили ее геостратегическое положение во всей зоне. В 1859 году русская армия разгромила чеченцев и ингушей (во время сражения против имама Шамиля). Затем в 1864 году русские разбили адыгейцев, народ,который проживает на северо-западе Кавказа, в Адыгее и Карачаево-Черкесии.
Англия, доминирующая мировая держава того времени, пыталась дестабилизировать Россию различными способами, в том числе поставляя оружие на Кавказ или создавая комитеты чеченцев и черкесов на конгрессе в Париже после Крымской войны. Другим примером является вмешательство полу-бизнесмена, полу-шпиона Дэвида Уркварта, который в 1830-х годах призывал черкесов создать собственное государство. Этот Лоуренс Кавказа даже опубликовал «Декларацию о независимости черкесского народа» и придумал для них национальный флаг.Цель была ясна: создать и поддерживать кавказский фронт, чтобы оттолкнуть и отдалить Российскую империю (континентальную державу) от морей и Кавказа. Многие руководители мусульманских республ к России, в основном на Кавказе и в Центральной Азии, попытались организовать борьбу за независимость при поддержке Запада. В связи с этим, страдания некоторых кавказских народов вызвали определенное сочувствие во Франции, предвещая ту поддержку, которую получит движение прометеизма на Западе с целью формирования полюсов борьбы с центральной российской властью.
После этих событий множество кавказцев были рассеяны за границей, некоторые члены этих диаспор обосновались в Европе (во Франции или Польше), в Турции, арабских странах. Известно, что впоследствии произошло с движением прометеизма, оказавшимся на свалке истории.Но эти диаспоры наслаивались на уже существовавшие многочисленные кавказские диаспоры (в том числе черкесские), являющиеся потомками освобожденных рабов, из которых в прошлом состояли армии некоторых мусульманских халифов и Османской империи. На сегодняшний день несколько тысяч черкесов проживают в Египте, 100.000 в Сирии и более 70.000 в Иордании. Наконец, в Турции насчитывается от 4 до 5 миллионов черкесов. Недавняя арабская весна проявила черкесский вопрос и открыла существование в регионе черкесского меньшинства. В Ливии, к примеру, черкесы оказались в самом центре войны и новой «большой игры», разворачивающейся между Россией и Америкой в арабо-мусульманском мире. Во время ливийского конфликта Муаммар Каддафи пытался переманить на свою сторону около 10.000 ливийских черкесов. Он посылал своих эмиссаров в Амман на переговоры с Черкесским племенным советом Иордании, чтобы убедить их братьев из Мисраты присоединиться к нему. Группа проживающих в Кабардино-Балкарии черкесов тогда направила послание ливийскому послу в Москве, заверив его в своей поддержке полковника Муамара Каддафи и даже предложив ему военную помощь. В то же время «черкесы Калифорнии» выступили против так называемой резни черкесов Мисраты, пОходя, в порыве атлантистского красноречия, сравнив Муаммара Каддафи со Сталиным.Но именно в Сирии черкесская проблема приобретает особое значение, поскольку в стране сегодня насчитывается около 100.000 черкесов.
Ввиду своего статуса национального меньшинства, сирийские черкесы всегда были близки к различным сменявшим друг друга властям: сначала туркам, затем французам и ныне баасистам. Как для многих других меньшинств, залогом их выживания является устойчивость правления Башара аль-Асада. 31 января 2012 три официальных представителя черкесской общины Сирии встретились с руководителем Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым, который выразил гостям свою поддержку и заявил, что российская позиция по Сирии справедливая и была направлена на предотвращение превращения Сирии в новый Ирак или новую Ливию. С декабря 2011 года около 200 сирийских черкесов обратились за помощью непосредственно к российскому президенту Дмитрию Медведеву, а также к руководителям Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Многие сирийские черкесы хотели бы получить защиту, или даже репатриироваться на российский Кавказ, как уже пожелали около тысячи из них. Разумеется, если бы российское правительство согласилось их принять, это стало бы молчаливым признанием того, что Сирия Башара аль-Асада уже не в состоянии обеспечить ни их безопасность, ни безопасность других жителей Сирии.Эта возможная репатриация сирийских черкесов была бы не первой. В 1998 и 1999 годах косовские черкесы, отказавшись слепо присоединяться к новым албано-мусульманским властям Косово, решили покинуть принявшую их страну, и возвратится на свою родину, в Россию. Косовские черкесы, несмотря на свою мусульманскую религию, всегда поддерживали хорошие отношения с сербами, тогда как албанцы всегда считали их «русскими».
Согласие принять сирийских черкесов могло бы иметь еще одно важнейшее последствие для Кавказа: облегчить внутреннее историческое примирение в России, никогда не признававшей геноцид черкесов (который имел место во время войн на Кавказе в 1763-1864 годах), несмотря на требования парламентов Адыгеи и Кабардино-Балкарии в 90-е годы. Когда победила российская заявка на проведение зимней Олимпиады в Сочи, черкесы воспользовались этим, чтобы заставить себя услышать, а в Черкесске даже прошел съезд черкесского народа. В 2010 году гнев черкесов выразился в беспорядках в Карачаево-Черкесии, произошедших после убийства политических активистов Адыгеи. В 2011 году грузинский парламент признал геноцид черкесов 1763-1864 годов, тем самым подлив масла в огонь в отношениях с Россией. Этот недружественный акт Тбилиси был расценен как ответная мера на признание Москвой бывших грузинских провинций Абхазии и Южной Осетии.В связи с трагическими событиями в Сирии вновь возникла проблема кавказцев, проживающих в различных странах Ближнего Востока. Сможет ли Россия дать «право на возвращение» тем черкесам, которые этого бы захотели? Это, несомненно, стало бы позитивным фактором для демографии России. Тем временем Россия должна заставить Запад понять свою позицию по текущим событиям в арабо-мусульманском мире, позаботившись о находящихся под угрозой кавказских диаспорах, не забывая также о том, что на Кавказе, в Сочи, в 2014 году пройдет зимняя Олимпиада. Российской дипломатии предстоит много потрудиться.