Россия – США: навстречу второй Холодной войне?

Бельгийская газета La Libre Belgique недавно взяла интервью у меня о российско-американских отношениях.  C оригинальной статьой на Фр. Языке можно ознакомиться здесь.
*
Путин ставит свою подпись под законом Димы Яковлева. Это было 28 декабря. Несмотря на дату, жест президента России вовсе не так прост. Ратифицировав запрет на усыновление российских детей американскими семьями, глава Кремля еще больше ухудшил и так крайне напряженные российско-американские отношения.Двумя неделями ранее напряженность уже усилилась после принятия закона Магнитского. Американский закон замораживает на территории США активы любого лица, ответственного за нарушения прав человека в России.Добавьте к этому сделанное в ходе поездки в Лондон заявление Хиллари Клинтон, котором она высказала свое «опасение ресоветизацией Евразии», и вы получите настолько напряженную атмосферу, что некоторые без колебаний говорят о новой холодной войне. Справедливо ли это?Путин и его многополярный мирНа этот вопрос Александр Латса отвечает утвердительно. Этот француз живет и работает в России. Он хроникер новостных сайтов РИА-Новости и «Голос России», что сделало его проницательным наблюдателем, пусть и имеющим определенные взгляды, российско-американских отношений: «Американская политика в последние 20 лет привела к новой холодной войне. Законы Магнитского и Димы Яковлева лишь самые последние события. Принципиальное отличие состоит в том, что теперь перед ослабленной Америкой не слабая и распадающаяся Россия, а Россия, у которой также есть «своя» геополитическая повестка дня».

Амин Айт-Шаалал, профессор UCL (католического университета в Лувене ― прим. перев.) и специалист по внешней политике США, настроен менее панически: «Между СССР и США холодная война была гораздо более напряженной, а иногда и более драматичной, чем нынешняя ситуация». И все же он признает, что «в отношениях  между странами существует отчетливая напряженность».

Эта новая напряженность возникла вследствие роста России с 2000 года и прихода к власти Владимира Путина: «В
эпоху Ельцина американская администрация надеялась, что полностью интегрировала Россию в глобальную архитектуру, то есть сделала ее страной, находящейся под экономической и военной опекой и, в особенности, без геостратегических амбиций», ― продолжает Александр Латса.

Гипотезу подтверждает Амин Ай-Шаалал: «Эпоха Ельцина была отступлением. Нынешние российские лидеры стремятся подтвердить роль своей страны как мировой державы». Желание было ясно высказано в 2007 году в мюнхенской речи Владимира
Путина, призвавшего к изменению глобальной архитектуры. Президент России желает создания такого многополярного мира, в котором его Россия займет место среди великих держав, тогда как Соединенные Штаты хотят сохранить свое господство в мировой геополитике.

Государственные перевороты made in America?

Чтобы сохранить контроль над зоной Евразией, «задним двором мирового бизнеса», с ее энергетическими ресурсами и множеством потенциальных конкурентов (Китай, Россия, Европа), американцы не остановятся ни перед чем, полагает Александр Латса: «Соединенные Штаты в течение последнего десятилетия активно способствовали созданию в Евразии послушных политических режимов».

Чтобы побиться этого американцы не вмешивались напрямую, за исключением Афганистана, а более или менее открыто поддерживали некоторые революционные движения. По мнению Александра Латсы, «эти движения в действительности являются демократическими государственными переворотами, осуществляемыми с помощью социальных беспорядков и досрочных выборов, в свою очередь организованных благодаря подрывной работе множества неправительственных организаций, представленных в
намеченных странах. Так было в Сербии, Украине и Грузии, с помощью одних и тех же ассоциаций и одних и тех же методов».
В качестве доказательства наш собеседник приводит признание, сделанное в «Международной политике» активистом НПО «Отпор» Александром Маричем, который подтвердил политическую и финансовую поддержку американского Госдепартамента этих революций.

Амин Айт-Шаалал высказывается менее категорично, не вступая в противоречие с выдвинутой Александром Латсой теорией: «На
международном уровне у США есть несколько стратегий: одна из них направлена на сохранение их нынешнего доминирования. Очень рационально: все, что может этому способствовать, будет поддерживаться. Однако национальные силы, в непосредственной близости от России или где-то еще, не предопределяются извне. Они могут, в конечном счете, лишь (более или
менее определенно) поддерживаться или даже поощряться. Или, наоборот, не поддерживаться и даже подавляться».

Сирия, новое яблоко раздора

Сербия, Украина, Грузия: многие страны потеряли свое экономическое влияние до этой смены режима. Реальность, которая позволила русским обвинить американского соперника в прямом вмешательстве в соседних странах.

Война в Грузии в 2008 году уже усилила напряжение между двумя великими соперниками по холодной войне. С тех пор американцы и русские, не прячась, публично ставят друг другу палки в колеса. Россия без колебаний применяет право вето в Совете Безопасности ООН, чтобы любой ценой предотвратить вмешательство в сирийский конфликт.

Сирия, закон Магнитского и закон Димы Яковлева: напряженность между слабеющими Соединенными Штатами и Россией, которая хотела бы пересдать геополитические карты, достигла пика. Эта пересдача проходит через Евразию, где русские, помимо американской конкуренции, должны будут учитывать турецкие и иранские чаяния.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *