К неопределенному миру?

Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
*
2011 год только что закончился, и, начиная эту статью, я хотел бы пожелать читателям РИА Новости счастливого нового 2012 года. Агентство опубликовало личные впечатления обозревателей РИА Новости, и я хотел бы внести свой скромный вклад в это обсуждение. Что думать о закончившемся годе и том, который начинается? Президенты двух стран, которые мне наиболее дороги, а именно России и Франции, в конце года высказались очень похоже, назвав 2011 год трудным. Докризисный мир кажется нам сегодня очень далеким, но сходство тональности президентских выступлений не должно заслонять того факта, что ситуации во Франции и в России существенно отличаются.
 
 


Экономическая ситуация во Франции ухудшается, в то время как для России 2011 был годом выхода из кризиса. По данным опубликованного порталом Superjob.ru опроса, 16% россиян ожидают от 2012 года позитивных изменений, 8% полагают, что этот год будет стабильным во всех областях, 7% ожидают повышения заработной платы, а 6 % считают, что в следующем году не произойдет ничего особенного.


 


Пессимистов, полагающих, что 2012 год будет отмечен ухудшением условий жизни и ростом цен, всего только 9%. В целом, исследование обнаруживает осторожный оптимизм, который контрастирует с традиционным российским фатализмом, что, вероятно, объясняется относительно хорошим экономическим здоровьем страны и перспективами на 2012 год.

 

 

Экономическая неопределенность, поразившая зону евро, ощущается в настроении граждан. 1 января 2012 отмечалось десятилетие существования евро, и как отмечает превосходный обозреватель Влад Гринкевич, «зона евро, несомненно, переживает не самый лучший период». «Долговой кризис, поразивший Грецию, Португалию, Италию и Испанию, рискует перерасти в крупнейшую финансовую катастрофу и привести к новой рецессии». Так 81% французов думают, что 2012 будет сложным. Вполне понятное беспокойство, так как Франция в 2012 году может лишиться своего кредитного рейтинга ААА и еще немного приблизиться к ситуации экономического спада. Ирландцы, австрийцы и бельгийцы занимают, после французов, соответственно второе, третье и четвертое место в турнирной таблице пессимизма, согласно проведенному в 51 стране опросу. Самые пессимистичные граждане явно в тех странах, которые считаются самыми богатыми и самими развитыми. Вероятно потому, что им есть что терять, а глобальный экономический прогноз на 2012 год для самых богатых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) особенно плохой.

 

 
Логично, что десять стран, в которых будущее воспринимается наиболее мрачно, сосредоточены на европейском континенте. Шесть из них даже являются членами Европейского Союза. Премьер-министр Греции Лукас Пападемос призвал приложить «(…) усилия, чтобы кризис не привел к беспорядочным банкротствам и катастрофе». По мнению французского президента Николя Саркози, «судьба Франции может перемениться» в 2012 году. Канцлер Германии Ангела Меркель предупредила, что 2012 год будет «более сложным», чем предыдущий год. Что же касается итальянского президента Джорджо Наполитано, он призвал своих соотечественников согласиться на жертвы, чтобы избежать «краха финансовой системы страны». В меньшей степени, Северная Америка ― США и Канада ― также входит в группу стран, которые с опасением смотрят в будущее. Зато четыре страны, входящие в десятку самых оптимистичных в мире, находятся в Африке. Во главе списка Нигерия, а также Гана, Тунис и Южный Судан. В Азии Вьетнам и Узбекистан также смотрят в 2012 с оптимизмом.

 

 
Но дело не только в экономике: 2012 станет переходным годом в политическом плане, так как в трех крупных странах, которыми являются Франция, США и Россия, пройдут выборы. В политическом плане, как и в экономическом, ближайшее будущее России представляется очевидным: экономический рост и преемственность российской политической власти практически гарантированы. Совсем не так обстоит ситуация во Франции и Соединенных Штатах. Барак Обама и Николя Саркози несут на своих плечах тяжелейшую ответственность за нарастающий экономический и валютный кризис. Возможная победа республиканцев в Америке и социалистов во Франции может существенно изменить политические взаимоотношения великих держав, и задать политические импульсы в новых направлениях, с непредсказуемыми на сегодняшний день последствиями.

 

 
Когда я вижу по каналу Russia-Today репортажи о праздновании Нового года и эти толпы кажущихся беззаботными людей, я спрашиваю себя, каким будет быстро меняющийся мир, мир, в котором будут жить наши дети и внуки.

 

 
Арабская весна превращается в зиму, а экономика западных стран входит в более чем тревожную осень. По мнению некоторых аналитиков, например,Оливье Деламарша, крах финансовой системы может привести к одной или нескольким войнам. Даже если это кошмарный сценарий исключен, то нынешние значительные изменения продолжатся: страны группы БРИК (Бразилия ― Россия ― Индия ― Китай) восстановились после кризиса 2008 года, они готовятся к роли будущих экономических гигантов, а мировой центр тяжести продолжает смещаться в Азию. Нынешний финансовый и экономический кризис должен привести к относительному ослаблению Запада, сделав его политическую, экономическую и моральную модель все менее заслуживающей доверия. Другие страны, как Малайзия, Мексика, Турция или Иран, готовятся стать региональными державами, с которыми нужно будет считаться.

 

 

В этом «новом мире», который, безусловно, будет многополярным, должны появиться новые силы и новые политические и экономические модели. Вопрос в том, будет ли этот переход мирным. Вырисовывающееся будущее кажется очень неопределенным.

Перевод : Уголин (Ursa-Tm) 

 

1 thought on “К неопределенному миру?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *