Движение прометеизма?

Оригинальная статья была опубликована в РИА Новости
 
 

В своей предпоследней статье я затронул ситуацию с некими российскими радикальными группировками, которые выступают за отделение мусульманских республик Северного Кавказа, чтобы избавить Россию от финансового бремени, которым они для нее являются. Сторонники территориального отделения аргументируют его крайней нестабильностью некоторых кавказских республик, но в основном тем, что они избавились от русского православного населения, поставив тем самым под сомнение свою принадлежность к Российской Федерации. Особенно это относится к Чечне. До 1989 года русские составляли 23,1% населения, сегодня их насчитывается только 3,7%. Кадыров железной рукой правит республикой с 2007 года, установив там гибрид чеченского традиционализма и религиозной строгости, субсидируемый Москвой. Это недавнее видео демонстрирует восстановленную чеченскую столицу, и даже если это видео на русском языке, изображения по-настоящему захватывающие. Сегодня от красоты центра Грозного захватывает дух. Однако если можно признать, что Рамзан Кадыров действительно усмирил республику (в отличие от своего бурного соседа Дагестана), то его утверждения, что деньги на роскошное празднование его 35-летия в октябре были посланы ему «Аллахом», вызывают только улыбку.


Сегодня очевидно, что дробление российского Кавказа может спровоцировать многочисленные столкновения как на самом Кавказе, так и во всех соседних странах. Этот регион является стратегическим для России и невозможно представить, кто, кроме России, смог бы поддерживать там мир и безопасность. Это так же верно, как и то, что Кавказ всегда был и остается геополитическим приоритетом, как для России, так и для Запада. Начиная с первой половины XIX века, когда Большая игра бушевала в Центральной Азии (и, в частности, привела к созданию Афганистана), Англия осознала значение и угрозу своим интересам недавних русских побед над Османской империей на Кавказе. Эти победы открыли для России выход к Черному и Средиземному морям, к проливам, и укрепили ее геостратегическое положение. Англия (морская держава) пыталась дестабилизировать Россию, особенно, поставками оружия на Кавказ или созданием комитетов чеченцев и черкесов во время парижского конгресса 1856 года, после Крымской войны. Цель была ясна, создать и поддерживать кавказский фронт, чтобы оттеснить Российскую империю (сухопутную державу) от морей. Эта мозаика народов на Кавказе будет оставаться в течение ХХ века своего рода мягким подбрюшьем Российской империи. С начала ХХ века руководители мусульманских республик России, в основном на Кавказе и в Центральной Азии, при поддержке Запада будут пытаться организовать битву за свою независимость. Так родилось движение «Прометеизма», малоизвестное движение, которое в течение всего века будет бороться за пробуждение идентичности и поощрение сепаратизм для ослабления России. Мозговой центр «Прометеизма» располагался в Польше, как доказывают некоторые недавно рассекреченные архивы. Они, действительно, доказывают «существование специального подразделения по работе с национальными меньшинствами на территории СССР (…) с целью дестабилизации ситуации на Украине, в Поволжье и на Кавказе, а также расчленения и уничтожения Советского Союза».

Большевики не могли смириться с подобными тенденциями, направленными на развал страны, и в 1922 году основные политические лидеры движения (украинцы, грузины, башкиры, татары, азербайджанцы …) были вынуждены отправиться в изгнание: первая волна в Стамбул, который помогал в развитии «турецкого сознания» внутри движения, а вторая волна ― в Европу, особенно во Францию и преднацистскую Германию. Уже в то время башкир Ахмет-Заки Валидов назвал Францию «центром тюрко-мусульманской борьбы» против России. В 1924 году в Берлине состоялась встреча Валидова с польским офицером, который ему объяснил польскую идею: поднять освободительное движение «нерусских народов» России, чтобы помочь этим народам получить независимость.

Вскоре во многих странах (Франции, Германии, Англии, Чехословакии, Польши, Турции или Румынии) начнет выходить журнал «Прометей», но подъем нацизма в Германии изменил ситуацию, и после подписания германо-советского пакта движение объявило себя «антинацистским и антисоветским». Прометейцы встали на сторону Англии и Польши, против Германии и СССР. Начиная с этого момента, движение будет получать значительную финансовую поддержку от Польши или политическую поддержку во Франции, например, через комитет France-orient, созданный под патронажем президента Сената Поля Думера. Основным проектом комитета станет создание кавказской федерации по швейцарской модели. Но этот проект кончится ничем, Лига Наций в конце концов признает границы Советского Союза, а поборники прометеизма окажутся не в состоянии объединиться. В 1939 году поражение Польши стала шоком для движения, которое было быстро подхвачено гитлеровской Германией. Нацистские стратеги также планировали возможное расчленение СССР на небольшие образования, которые было бы легче контролировать. Немцы создадут Туркестанский легион из татар и туркмен, но он исчезнет после провала немецкого наступления на восток. В конце войны Советский Союз был сильнее, чем когда-либо, и прометейцы поворачиваются к Америке, создав «Прометейскую Лигу Атлантической хартии». Движение стало пешкой «made in USA» в борьбе против СССР в годы холодной войны, через создание таких организаций, как «Institute for the study of URSS» или «American Commitee for Liberation of Bolchevism».

Значительная идеологическая путаница, возникшая в этот период, приведет к развитию прометейского направления, которое определяется как проект, основанный на этнорегиональном национализме в Евразии. Этот проект расчленения России на многочисленные образования был продуман как нацистскими стратегами вроде Альфреда Розенберга в 1939 году, так и американскими стратегами, например, Збигневом Бжезинским в его книге «Великая шахматная доска», опубликованной в 1997 году. Так что не удивительно, что эти идеи разделения России «во благо народов» сегодня перенимаются как неонацистскими группками, так и выразителями западного влияния.
В России проживает множество народов, разбросанных на огромной территории. Организация страны является примером уникального федеративного общества. Мы видим, что призывы к разрушению этой уникальной модели общества не новы, они являются последним эпизодом истории, начавшейся в XIX веке.*
Читатели, желающие знать больше о прометеизме, могут прочитать этот очень поучительный анализ (на французском языке).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *